Молодые и уже ученые

Когда речь заходит о молодых ученых, не посвященные в тайны Академгородка жители Новосибирска немного теряются: ученые и молодые? Это, конечно, нелепый стереотип, но от того не менее живучий. Со словом «ученый» вообще обычно возникает две ассоциации: ученый кот Александра Сергеевича Пушкина и какой-то размытый портрет показывающего язык Альберта Эйнштейна. Чтобы развеять все мифы, мы запускаем серию интервью с исследователями, относительно недавно вступившими в научное сообщество. И первым нашим гостем стал Иван Поликарпов, выпускник факультета естественных наук НГУ, сотрудник лаборатории структуры и динамики популяции животных Института систематики и экологии животных СО РАН, аспирант НГУ, сотрудник центра внеучебной и воспитательной работы НГУ, музыкант, преподаватель и просто интересный собеседник. 

– Иван, предлагаю начать с истоков. Как вообще так сложилось, что ты попал на ФЕН в НГУ?

Я с самого детства увлекался биологией в тех или иных ее проявлениях. Плюс ко всему, родители и школьные преподаватели всеми возможными способами поддерживали мои начинания в этой области. Сделаю небольшое лирическое отступление, которое, впрочем, косвенно относится к теме.

Однажды, будучи еще совсем мальчишками, мы с братом увидели огромное количество куколок бабочек-боярышниц. Естественно, мы, удовлетворяя свое любопытство, собрали бабочек, сложили в коробку, а потом благополучно забыли про них. Зато спустя какое-то время, вспомнив о своих несчастных «заложниках» (но мы проверяли периодически их состояние), мы обнаружили, что все бабочки вылупились.

Потрясающе интересное зрелище, очень живое, естественное и вместе с тем завораживающее.  Это до сих пор является чуть ли самым ярким впечатлением из моего детства, хотя, конечно, отнюдь не только красота бабочек-боярышниц побудила меня заняться естественными науками.  В школе я всегда участвовал в олимпиадах, занимал места, и в итоге мои старания, можно сказать, окупились. Замдиректора по воспитательной работе Любовь Валентиновна убедила родителей перевести меня в школу-интернат в Железногорск, Красноярского края. Там-то я уже более серьезно начал готовиться к поступлению в вуз. Сначала хотел учиться на медицинском факультете в Красноярске, но потом мне рассказали об Академгородке, о НГУ, о суровой, но очень интересной научной деятельности, и в итоге я поступил в Новосибирск. Несмотря на то, что я не знал, куда еду и зачем, о выборе ничуть не жалею. Сейчас, кстати, существует довольно большая проблема: школьники старших классов совершенно не осведомлены о внутренней жизни университетов. В итоге получается, что поступление на тот или иной факультет часто не является обдуманным решением. Все знают, как это бывает: друг пошел на физический, вот и я пойду на физический, или родители юристы, так и мне юристом быть. Это, конечно, не повсеместно происходит, но тем не менее. Наверное, нужно чаще проводить дни открытых дверей, выезды с лекциями студентов НГУ, как делают ребята из проекта «Наука Детям», знакомить будущих абитуриентов с жизнью и атмосферой каждого факультета. 

– Насколько я знаю, ты, помимо всего прочего, занимаешься еще и педагогической деятельностью?

Да, есть такое. На третьем курсе я вдруг осознал: хочу преподавать. Может быть, этот порыв души связан как-то с тем, что у меня есть младший брат. В общем я захотел получить доступ к школьниками. И как раз в то время я узнал о проекте «Наука детям», суть которого довольна проста: студенты, желающие попробовать свои силы в преподавании, ездят по школам и рассказывают детям интересные лекции. «Наука детям» – идея Александры Пыряевой, она все придумала с командой ребят, выиграла грант В. Потанина в 2008 году и осуществила задуманное.

Это был такой камерный проект, но меня он прямо подкупил. В итоге в сентябре 2011 г. я уже читал свою первую лекцию о гормонах в гимназии «Горностай» для 10-11 классов. Поначалу боялся ужасно, но все прошло хорошо. И до того мне понравилось, что и дальше стал участвовать.

Участвовал я участвовал и «доучаствовался»: стал капитаном команды биологов, что уже  более ответственная должность. В мои обязанности входила организация выездов студентов, набор людей в команду биологов, определение линий развития и т.п. В рамках проекта я даже свозил команду биологов в родную школу в Железногорске, познакомиться, так сказать. Еще участвовал в организации выезда на Летнюю школу Русского Репортера в 2012 и 2013 гг. Много всего было интересного. Затем я проект покинул, но преподавание не бросил: веду теперь штатную преподавательскую деятельность в объединении «Планета “Изумрудный город”», занимаюсь со школьниками-олимпиадниками 7-11 классов на базе ДДТ им А. И. Ефремова.

– А как ты бурную деятельность совмещал с учебой? Курсовые, практики, диплом в конце концов?

С учебой у меня никогда особых проблем не было. Хотя, честно говоря, матанализ я в первом семестре сдавал три раза. С непривычки, видимо. А насчет совмещения…Все всегда идет параллельно: учеба, преподавание, научные изыскания неразрывно связаны в моей жизни. К школьниками я пошел, чтобы лучше усвоить материал и научиться нормально, доступно рассказывать какие-то сложные вещи. В университете тебе дают огромное количество знаний, только вот иногда не получается их правильно рассортировать, разложить по полочкам. А когда готовишься к занятиям, повторяешь вроде бы уже изученное, неизменно находишь новые закономерности, придумываешь новые сравнения, чтобы школьникам было понятнее и доступнее, чтобы они в графиках видели не линии, а работу систем организма, например. Так что преподавание, несомненно, пошло мне на пользу.

– С наукой у тебя ведь тоже хорошо сложилось? Многие после выпуска не хотят ничего общего иметь с этим, так надоедают студенческие исследования.

Мои отношения с наукой начались еще на втором курсе и до сих пор не заканчиваются. Еще на втором курсе я поехал на Телецкое озеро с группой однокурсников, где в итоге и познакомился со своим научным руководителем Евгением Анатольевичем Новиковым. Именно он привел меня в лабораторию структуры и динамики популяций животных Института систематики и экологии животных СО РАН.  На втором курсе я в институте не то чтобы много чего делал, так как учился большую часть времени, но затем вошел во вкус. Сейчас я уже готовлю свою кандидатскую диссертацию.

 

Маргарита Артёменко