Медицинский «хай-тек»

Технологическая революция затрагивает не только энергетику и машиностроение. Похоже, самые радикальные, поистине революционные перемены в ближайшее время ожидают медицину. Причем, наш город в состоянии принять активное участие в этом процессе. Мало того, он уже вносит свой вклад. Не случайно тема здравоохранения была рассмотрена на круглом столе «Город в новой технологической революции».

О достижениях новосибирской медицинской науки обстоятельно рассказал директор Научно-исследовательского института терапии и профилактической медицины (филиал ФИЦ ИЦиГ СО РАН) академик Михаил Воевода. Он обратил внимание на то, что стремительное развитие современного здравоохранения сопряжено с колоссальной экономической нагрузкой. Медицина становится всё дороже и дороже, и в этой связи нам, жителям России, предстоит понять: будем ли мы всего лишь потребителями высоких медицинских технологий или же сможем участвовать в этом процессе, оказывая на него влияние. Сам ученый настроен в этом плане оптимистично. По словам Михаила Воеводы, Новосибирск имеет все основания, чтобы быть полноценным участником формирования медицины будущего.

На этот счет ученый привел один показательный пример, который не так давно был описан в престижном научном журнале «Nature». В данной работе сообщалось об использовании так называемых «нано-лазеров» для диагностики и уничтожения раковых клеток. «Самое приятное здесь то, что среди специалистов, принимавших непосредственное участие в этой работе, были ученые из нескольких наших институтов», - отметил Михаил Воевода.

Необходимо обратить внимание на то, что в последнее время все процессы в медицине, связанные с методами диагностики и лечения, развиваются очень быстро. Невообразимо быстро! Расстояние между научным открытием и практическим внедрением результатов стремительно сокращается. Скажем, те задачи, на которые когда-то отводилось полвека, сегодня решаются в пять раз быстрее. Так, всего десять лет назад был установлен механизм регуляции уровня холестерина, и не так давно уже появилась целая серия лекарственных препаратов, оказывающих воздействие на данный механизм. Благодаря таким препаратам мы получаем существенный выигрыш при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Как объяснил Михаил Воевода, речь идет о принципиально новых подходах, связанных с использованием указанных препаратов. И показательно  опять же то, что новосибирские институты здесь также являются лидерами.

Однако главным путем развития современной медицины, считает ученый, является ее персонализация, которая связана с возможностью расшифровки генетической информации по каждому, отдельно взятому индивиду. Основная цель персонализированной медицины, подчеркивает Михаил Воевода, состоит в использовании знаний о молекулярных механизмах заболевания – для оптимизации подходов к профилактике и лечению болезни у конкретного человека на самых ранних стадиях. Дело в том, что совокупность уникальных генетических и геномных характеристик индивида определяет уникальность патогенеза заболевания, его клинических проявлений, характера течения и чувствительности к лечебным и профилактическим воздействиям. Отсюда, соответственно, вытекает беспрецедентная индивидуализация самой медицины.

«Если раньше мы лечили всех пациентов, основываясь на том диагнозе, который им поставили, то сегодня мы уже лечим пациента, исходя не только из того, какой у него диагноз, но и из его биологических особенностей. И в ближайшей перспективе, когда уже речь пойдет о персонализированной медицине, будет осуществляться подбор лечения и профилактических средств под конкретного пациента», - разъяснил Михаил Воевода. Переход к персонализированной медицине, по его словам, потребует разработки новых подходов к прогнозированию индивидуального риска развития заболевания, оценки степени его тяжести и ответа на лечение.

Чтобы понять суть указанных подходов, возьмем, например, такое фатальное событие, как внезапная смерть. Иногда она, к нашему ужасу, случается с внешне вполне здоровыми людьми. Например, со спортсменами. По словам Михаила Воеводы, не так давно выяснилось, что подобные несчастья имеют врожденный характер. То есть риск внезапной смерти можно выявить на генетическом уровне. Можно установить, в каком конкретно гене находится дефект, установить, какие факторы провоцируют данное состояние. Они далеко не одинаковы: для кого-то таким фактором будет тяжелая физическая нагрузка, для кого-то – эмоциональная. В некоторых случаях это будет нарушение сна. Соответственно, будут принципиально отличаться и подходы к использованию лекарств для профилактики фатальных событий.  

Так вот, показательно то, что сегодня в нашей стране – в том числе и в Новосибирске – уже научились читать индивидуальный геном человека.

«Собственно говоря, мы стремимся к тому, чтобы для каждого человека нарисовать специальную диаграмму, где будет указано, что для него плохо – в смысле лекарств, в смысле образа жизни. Указать, что для него хорошо, какие заболевания ему сильнее всего угрожают, от каких заболеваний он защищен. Для этого нам нужно понимать, какие изменения происходят на уровне генов. Надо также понимать и иметь возможность учитывать всю совокупность среды и тех факторов, которые могут влиять на здоровье человека. Это уже совершенно новые аналитические системы. И здесь, в Новосибирске, мы как раз располагаем такими ресурсами, что делает нас в этом отношении совершенно уникальным местом», - специально отметил Михаил Воевода.

Таким образом, в Новосибирске есть реальные предпосылки для создания персонализированной медицины. По словам ученого, уже сейчас сотрудники новосибирских институтов работают над выявлением индивидуальной восприимчивости людей к клещевому энцефалиту. Уже собрано достаточно много данных на этот счет. Поэтому наши ученые, уверяет Михаил Воевода, в состоянии точно сказать, кто находится в наибольшей группе риска, если он окажется укушенным и инфицированным клещом. Также можно выявить, кому в меньшей степени угрожает эта инфекция. Данный пример дополнительно подтверждает то, что Новосибирск обладает колоссальным потенциалом для создания передового центра медицины будущего.

Олег Носков