Малой энергетике – большое «плавание»

Пока все шумят из-за разгула пандемии, Правительство РФ издало знаковое постановление, способное открыть простор для важных начинаний в области энергетики. Поскольку позитивных новостей сейчас мало, постараемся отнестись внимательно к этому нововведению, чтобы хоть как-то скрасить текущий момент и подумать о хорошем.

Мы говорим сейчас о постановлении №320 от 21 марта этого года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования активных энергетических комплексов». Активными энергетическими комплексами (АЭК) названы микросистемы, в которых объединен розничный источник электрической генерации и объекты, потребляющие эту энергию непосредственно. То есть речь идет о небольших электростанциях (мощностью менее 25 МВт), напрямую поставляющих электричество предприятиям, административным зданиям, торговым центрам и т.д.

Фактически, указанное постановление отражает промежуточный итог длительной совместной работы Правительства с экспертным сообществом по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации Национальной технологической инициативы «Энерджинет». Итогом работы должна стать эффективная интеграция распределенной энергетики в существующую энергосистему и современную структуру российского энергетического рынка. Указанное постановление – очень важная веха на этом пути. В чем его значение?

По большому счету, этим постановлением Правительство РФ полностью «легализовало» распределенную энергетику, признав ее значение для всего энергетического комплекса страны и обозначив важность инновационных разработок в этой области. Принципиальное значение указанного документа в том, что он вводит новый правовой режим, который определяет правила взаимодействия упомянутых АЭК с Единой энергетической системой России.

Дело в том, что до этого объекты малой распределенной генерации находились, образно говоря, в «свободном плавании», выстраивая отношения с владельцами внешних сетей на «честном слове». То есть все зависело от конкретных договоренностей хозяйствующих субъектов на местах. Государство до поры до времени не определяло здесь никаких правил, поскольку малая энергетика не была в приоритете. Поэтому каждый владелец малой станции «крутился», как мог. Допустим, вы являетесь владельцем предприятия, для снабжения которого электричеством решили построить небольшую газовую электростанцию. В материальном плане здесь никаких препятствий нет, благо на рынке достаточно много предложений на этот счет. Короче, инициатива в таких вопросах не наказуема. Одно плохо: автономный режим работы. Чаще всего такие объекты как раз и работают в автономном режиме. Выход в общую сеть – вопрос достаточно сложный технически, и зачастую обременительный финансово. И до последнего времени, как я уже заметил, в правительстве не обращали на это внимания, очевидно, не считая этот вопрос стратегически важным.

Однако развитие распределенной малой энергетики – веяние времени. Остановить это процесс невозможно. А если учесть и тот факт, что на оптовом рынке у нас возникает явный «перегруз», то развитие малых объектов, подключающих потребителей напрямую, становится уже вопросом обеспечения безопасности жизненно важной инфраструктуры страны. Эксперты давно уже пытаются донести эту мысль правительству и, похоже, им удалось-таки «достучаться».

Необходимо уточнить, что развитие распределенной генерации исключительно в автономном формате (если речь не идет о солнечных панелях) не представляется возможным. В ряде случаев предельно сложно подобрать для оборудования оптимальные режимы работы в силу резких скачков нагрузки. Интеграция в общую сеть позволяет оптимизировать этот процесс, давая также дополнительные преимущества и «большой системе». Получается, что и те, и другие в состоянии реализовать свои интересы, не вступая в конфликтные отношения. Наоборот, осуществляя взаимовыгодные связи. Произошел внушительный тектонический сдвиг в отношениях между игроками рынка. По сути, развитие распределенной генерации может теперь осуществляться на бесконфликтной основе, во что еще лет пять-шесть назад верилось далеко не всем.

Считалось, что распределенная энергетика бросает вызов централизованным сетям, и потому ее дальнейшее развитие якобы вступает в противоречие с интересами представителей большой энергетики, включая и представителей существующих сетевых компаний. Именно в этой «конфликтной» парадигме оценивались пилотные проекты по созданию локальных (розничных) генерирующих источников.

Дело доходило до того, что владельцев малых электростанций намеренно вынуждали работать в автономном формате. В силу укоренившихся предрассудков некоторые руководители выступали на стороне энергетических монополистов, полагая, что таким путем они «защищают» интересы последних от вторжения «непрошенных» игроков, способных-де подорвать стабильность в этом секторе.

На самом же деле, благодаря новейшим разработкам в области автоматизированных систем управления локальными сетями, появилась возможность для эффективного и безопасного взаимодействия таких сетей с единой энергосистемой. Как я уже сказал, свои выгоды от такого взаимодействия получают все участники процесса. То есть благодаря техническому прогрессу былое противоречие перерастает в сотрудничество. По большому счету, это открывает дорогу принципиально важному направлению в отечественной энергетике. Создание розничных источников генерации может стать вполне успешным бизнесом, привлекательным для инвесторов.

Указанное постановление оговаривает инновационный характер принимаемых технических решений и регламентирует порядок их использования и апробации. То есть данный документ вводит эту практику на территории нашей страны, по сути дела, обобщая накопленный опыт. Пока еще внедрение инновационных разработок в этой сфере находится на стадии пилотных проектов. И только через три года (к 2023 году) по итогам работы АЭК будет уже выработана нормативная модель регулирования их деятельности. Но в любом случае «процесс пошел». И это радует.

Для нас, новосибирцев, принципиально то, что такие инновационные системы разработаны нашими специалистами. В частности, уже сейчас такая система полным ходом внедряется - при активном участии специалистов НГТУ - в ЖК «Березовое», где несколько лет назад был построен автономный газовый энергоблок мощностью 12 МВт. В настоящее время специалисты трудятся над тем, чтобы осуществить указанную выше интеграцию с внешней сетью. По словам разработчика – профессора НГТУ Александра Фишова, - в случае успеха реализуемый ими пилотный проект может послужить толчком к бурному развитию распределенной генерации в Новосибирске. Да не только в Новосибирске, но и во всей стране, поскольку внедряемая сейчас система пока еще не имеет аналогов, а значит, в состоянии обозначить поистине революционные изменения на данном направлении.

В этой связи показательно, что после издания указанного постановления к нашим разработчикам уже стали обращаться владельцы АЭК на предмет заказов. Пока еще пилотный проект не завершен, и система находится в состоянии тестирования. Окончательные результаты будут получены ближе к маю. И если все пройдет успешно, то, как я уже сказал, нас действительно поджидает маленькая технологическая революция. Возможно, она хоть как-то сгладит наши впечатления от разгорающейся в стране пандемии.

Андрей Колосов