В прошлом году шведская школьница Грета Тюнберг всполошила весь рунет своим эксцентричным выступлением на климатическом Саммите в ООН. Как обычно бывает в таких случаях, в социальных сетях тут же вспыхнула дискуссия по климатологии. Как выяснилось, в российском обществе совсем нет никакого консенсуса по вопросам глобального потепления. Наиболее «продвинутая» часть публики объявила эту теорию «мифом», сопроводив данное заявление ссылками на соответствующие публикации в СМИ. Мнения людей разделились диаметрально. И что самое показательное – мало кому приходит в голову ссылаться на какие-то официальные документы.
В свете продолжающейся дискуссии было бы важно понять официальную позицию российского руководства. Насколько здесь принимают всерьез высказываемые опасения, по поводу которых наблюдается такая разноголосица? Учитывая, что для принятия политических решений требуется аналитика высокого уровня, мы в состоянии оценить и позицию российского экспертного сообщества по данному вопросу. С этой целью обратимся к докладу, составленному два года назад климатическим Центром Росгидромета: «О климатических рисках на территории Российской Федерации».
На первых же страницах Доклада четко указывается, что глобальное потепление не вызывает у исследователей никаких сомнений. К таким выводам пришла Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). И что особенно показательно: согласно данным Росгидромета, в последнее десятилетие на территории России «потепление климата происходило быстрее и масштабнее, чем в среднем по Земному шару». Например, скорость роста глобальной температуры в течение последних сорока лет составляет 0,17 градуса Цельсия за декаду. В то же время на территории России она растет значительно быстрее – на 0,45 градуса Цельсия за каждые десять лет. Причем особенно быстро температура растет в Арктике. Там скорость роста в среднем достигает 0,8 градуса Цельсия (на Таймыре – 0,9 градуса). Весной и осенью максимум потепления наблюдается на побережье Восточно-Сибирского моря, а зимой – на северо-западе Европейской части России. Весной интенсивное потепление наблюдается в Западной (на 0,74 градуса Цельсия за 10 лет) и Средней Сибири (0,77 градуса). В Восточной Сибири очень быстро теплеет весной (примерно на 0,72 градуса) и осенью (0,74 градуса Цельсия за 10 лет). В летний период схожая динамика отмечается в Южном и Центральном Федеральном округах. Наименьшее потепление отмечается на юге Западной Сибири.
Росту температуры соответствует и динамика роста опасных погодных и климатических явлений. Сегодня эти губительные процессы охватили практически весь мир. Причем, за последние годы почти 90% самых тяжелых экономических потерь приходится не на такие явления, как извержения вулканов, цунами и землетрясения, а на паводки, наводнения, сильные ливни, ураганы, град, засухи и пожары.
Россия в этом плане не стала исключением. Данные Росгидромета показывают, что за период 1990-2000 гг. на территории нашей страны произошло около двухсот опасных гидрометеорологических явлений (ОЯ). «В последующие годы их число возросло до 250–300 в год, а, начиная с 2007 года, в среднем один раз в два года число таких ОЯ превышало 400. При этом ОЯ, наблюдаемые в течение двух последних десятилетий, оказались более интенсивными и разрушительными, чем когда-либо», - отмечается в Докладе.
Среди таких опасных явлений наиболее значимыми для нас считаются лесные пожары на юге Восточной Сибири и дождевые паводки в Приморском крае. Так, в 2016 году пожарами было охвачено более 305 тысяч га в Иркутской области и 150 тысяч га в Бурятии. В том же 2016 году, в сентябре, в Приморье были подтоплены населенные пункты, повреждено девять мостов, оказались разрушенными дамбы и дороги, местами отсутствовала связь и электроснабжение. В течение 2016 года оперативно-прогностическими подразделениями Росгидромета было выпущено более двух тысяч штормовых предупреждений, которые оправдались на 94 процента.
Однако в этой организации считают, что на сегодняшний день обычных превентивных мер уже недостаточно, ибо ситуация развивается стремительно. «Для принятия действенных упреждающих мер адаптации требуются долгосрочные планы действий, основанные на научно обоснованных перспективных оценках изменения климата, включая оценки изменения статистики экстремальных погодных явлений», - указывается в документе. Согласно современным прогнозам, говорится в тексте, наблюдаемые тенденции в изменении климата с высокой вероятностью сохранятся, а в некоторых аспектах еще и усугубятся.
В связи с этим необходимо обратить внимание на рост осадков: «В целом по территории России в период 1976–2016 гг. годовые осадки растут – 2,1 % за 10 лет. Особенно быстро растут весенние осадки – 5,9 % за 10 лет (в Восточной Сибири – до 15–20 % за 10 лет)», - говорится в документе. Неоднозначно выглядит данная ситуация на территории Европейской части России. В летний период здесь происходит убывание количества осадкой (за исключением северных областей).
Параллельно наблюдается тенденция к уменьшению продолжительности залегания снежного покрова на значительной территории Европейской части России, на севере и юге Западной Сибири, на Таймыре и на северо-западе Республики Саха (Якутия). В среднем для России число дней со снежным покровом сокращается на 1,01 дня за 10 лет. И наоборот, сохраняется тенденция увеличения числа дней со снежным покровом в Забайкалье, на северном побережье Охотского моря, на южном и центральном Урале. Отмечено увеличение максимальной за зиму высоты снежного покрова на севере Западной Сибири, на побережье Охотского моря и дальневосточном юге, в центре Европейской части России, в Чукотском АО и на юге Камчатки. Уменьшение максимальной за зиму высоты снежного покрова зафиксировано на отдельных станциях на севере Европейской части России, на севере Камчатского края, на северо-западе Республики Саха (Якутия).
Также отмечается, что годовой сток большинства крупнейших рек России в последнее тридцатилетие оказался в среднем выше, чем в предшествующее. Например, значительно увеличилась водность Волги, а также крупных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Основной причиной роста стока рек зимой на Европейской части России, по-видимому, является как рост количества осадков, так и рост повторяемости зимних оттепелей. В Приморье и на Северном Кавказе увеличиваются частота и рост высоких уровней воды при дождевых паводках. Возрастают также частота и мощность наводнений, обусловленных заторами льда на реках Восточной Сибири.
Еще один важный момент: в последние десятилетия отмечается рост температуры верхнего слоя многолетнемерзлых грунтов, а в отдельных регионах отмечается увеличение глубины сезонного оттаивания. Это вызывает серьезную тревогу. Но еще больше тревожит экспертов таяние ледяного покрова Северного Ледовитого океана. «Рекордный минимум площади морского льда за без малого четыре десятилетия спутниковых наблюдений был достигнут в 2012 г. (3,39 × 10 6 кв. км), а средняя скорость этого сокращения по отношению к периоду 1981–2010 гг. в 2016 г. достигла 13,3 % за десятилетие», - указывается в Докладе.
Что особо показательно: согласно МГЭИК, средняя глобальная температура будет повышаться «при всех сценариях радиационного воздействия». «Все без исключения современные климатические модели дают потепление климата России в XXI в., заметно превышающее среднее глобальное потепление. Наибольший рост приземной температуры ожидается зимой, причем он усиливается к северу, достигая максимальных значений в Арктике», - читаем мы в документе. В то же время отмечается, что летом, напротив, «зональность потепления практически не выражена». Количество осадков также будет расти почти на всей территории нашей страны, причем значительный прирост будет приходиться на зимнее время. При этом отмечается, что на протяжении XXI в. на территории России вероятно нарастание «резкости» выпадения осадков в виде отдельных ливней или снегопадов, будет происходить рост количества сильных паводков и наводнений, штормовых ветров, колебаний погоды в виде череды холодных и теплых периодов. В то же время на большей территории Европейской части увеличение числа суток с аномально большим количеством осадков ожидается зимой, а летом, напротив, будет происходить их уменьшение.
Как в целом всё это отразится на нашей жизни? Никаких апокалиптических картин Доклад не содержит. Но в то же время он обещает нам некоторые осложнения. Так, происходящие перемены в какой-то мере затронут здоровье людей. Речь идет не только об увеличении травматизма из-за стихийных бедствий. Повышение температуры закономерно приводит к расширению ареалов переносчиков инфекционных болезней человека, а этой уже серьезно. «Современная эпидемиологическая ситуация в России характеризуется ростом числа случаев трансмиссивных заболеваний: геморрагической лихорадкой, бореллиозом, лихорадкой Лайма, лихорадкой Западного Нила.
Потепление климата приводит и к расширению ареала малярии на север, а в районах, где малярия уже была свойственна ранее, увеличилась длительность сезона передачи инфекций. К 2030 г. в России ареал малярийных комаров продвинется к северу, возможно замещение их северных популяций южными», - утверждают авторы Доклада. Кроме того, «произошло смещение границы распространения переносчиков клещевого энцефалита на северо-восток Европейской части России и Сибири, соответственно, и удлинился период их активности».
Отмечается еще целый ряд угроз – снижение качества питьевой воды, деградация пахотных земель и как следствие – проблемы в сельском хозяйстве (в первую очередь это касается южных регионов страны, где учащаются летние засухи). Не меньше опасений вызывает состояние строительных объектов и объектов инфраструктуры. В частности, снижается долговечность ограждающих конструкций, происходит рост температурно-влажностных деформаций. Разумеется, мы не можем привести здесь весь перечень проблем, однако любой из нас – уже располагая представленными данными – в состоянии оценить реальные угрозы. А значит, осознать, что климатические изменения – это отнюдь не выдумка политиков. Это реальность, в которой нам еще придется научиться жить.
Николай Нестеров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии