Китайские зеркала на сибирской земле

Недавно в Новосибирском краеведческом музее открылась выставка «Новая жизнь старых вещей», «лицом» которой стало китайское бронзовое зеркало из Теренинских юрт. В своё время известный новосибирский археолог, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН д.и.н. Андрей Павлович Бородовский сумел получить его у «чёрных копателей» и передал в музей. Теперь, после реставрации, им могут полюбоваться все посетители музея. Это, кстати, не единичный случай обнаружения подобного артефакта в наших краях. О том, как сюда попадали китайские зеркала и что с ними происходило дальше – в интервью с ученым.

– Андрей Павлович, начнем с того, насколько часто вообще случаются такие находки на территории Приобья?

– Большая часть найденных китайских металлических зеркал располагалась на территории среднего Енисея, а в Приобье они попадались нечасто. До недавнего времени, это были единичные находки, ситуация несколько изменилась в начале нашего века. За относительно короткий промежуток времени было обнаружено более десятка таких артефактов, преимущественно севернее Транссибирской железнодорожной магистрали – в Барабинском, Каргатском, Колыванском и других районах. Это были как целые изделия, так и их фрагменты. Самое печальное то, что большинство этих находок сделано не в ходе систематических археологических раскопок, а случайно или в результате работы так называемых «черных копателей». Поэтому многие обстоятельства их обнаружения неизвестны, а сами зеркала оседают потом в частных коллекция, оставаясь недоступными для научных исследований. В этом плане зеркало, представленное на музейной выставке (найденное в Каргатском районе) – приятное исключение: нам удалось как получить артефакт, так и обследовать (пусть и годом позже) площадку, где он был найден. На этом месте мы нашли утраченные фрагменты этого зеркала, что очень пригодилось при его реставрации. Это был редкий случай, когда информацию, полученную от «черных копателей» удалось проверить и подтвердить, а не просто пришлось верить им на слово (как это обычно бывает).

Ремезов очень точно располагал на своих картах расположение населенных пунктов той эпохи, делая их крайне ценным источником как для историков, так и для археологов На картах Семена Ульяновича Ремезова, составленных на рубеже XVII–XVIII вв., это место обозначалось как «Теренинские юрты». Кстати, еще одно зеркало нашли неподалеку, на берегу озера Чемодан Барабинского района. И снова, на площадке, обозначенной на карте Ремезова как «Шагирские юрты». Это говорит о том, что он очень точно располагал на своих картах расположение населенных пунктов той эпохи, делая их крайне ценным источником как для историков, так и для археологов. К слову, «черные археологи» к картам Ремезова относятся с большим доверием. Правда, они искали не китайские зеркала, а русские монеты, которыме в больших количествах находили на территории татарских поселений. Это, к слову, опровергает миф о том, что Россия была «тюрьмой народов» и инородцам там жилось плохо. Археология подтверждает, что среди сибирских татар хватало и зажиточных людей. В том числе и владельцы найденного на площадке Теренинских юрт зеркала. Его обнаружили в печи, видимо это связано с традицией, когда оставляли старое жилье и переезжали на новое, в очаге оставляли на хранение какой-то ценный предмет.

– Как давно было изготовлено это зеркало?

– Судя по всему, в конце первого тысячелетия нашей эры.

– А оставили его в очаге уже около восемнадцатого века. Получается, оно служило своим владельцам на протяжении многих столетий?

– Да, это типичная ситуация для дорогих артефактов, которые веками хранятся в семьях, передаваясь от поколения к поколению. И нам уже не узнать, скольких владельцев оно сменило и каким образом это произошло. Но можно выдвигать гипотезы с высокой долей уверенности. На зеркале имеются два хорошо заметных отверстия, которые, судя по всему, первоначально являлись результатами литейного брака. Позднее эти отверстия, вероятно, могли использоваться для крепления зеркала на шаманский костюм, коллекция которых в музее достаточно представительна.

– Чем китайские зеркала интересны ученым?

– Во-первых, такие находки являются свидетельством существовавших культурных связей, помогают более точно реконструировать древние торговые пути. Во-вторых, зеркала обычно украшены орнаментом, который тоже становится объектом изучения. Часто на ник изображали различных экзотических и даже фантастических животных, и сейчас есть разные версии интерпретации этих изображений.

Надо помнить, что зеркала, в отличие от других товаров из Китая, имели и некоторое сакральное значение. Китайцы продавали «северным варварам» не высококачественные оригиналы, а их реплики, считая, что они служат дополнительной защитой от возможных вторжений на свои территории. Более того, нельзя сказать, что все эти зеркала имеют китайское происхождение, целый ряд были отлиты на местах по оттискам, сделанным с китайских оригиналов. И, таким образом, они являются уже полноценными памятниками местного ремесленного искусства.

– Вам лично удавалось находить зеркала в ходе Ваших экспедиций?

– В ходе раскопок нет, но за последние пять лет мне удалось осмотреть семь зеркал, происходящих из незаконных раскопок. И некоторые, как зеркало из Теренинских юрт, даже изъять и передать в музей. Также, анализируя сами зеркала и установленные обстоятельства их обнаружения, можно сделать несколько выводов. Расположение практически всех вновь выявленных китайских зеркал на географической карте демонстрирует примерно одну линию выше современного Московского тракта, от Колывани до Шагирских юрт. Весьма вероятно, что такая локализация совпадает с прежней южно-таежной кромкой, которая на территории Барабы несколько раз смещалась на протяжении веков. Металлические зеркала и их обломки в Новосибирской области чаще находили не в погребальных комплексах, а на территории поселений. И перспективным является проведение археологических исследований на местах татарских юрт, отмеченных в атласе Ремезова.

Сергей Исаев