Китайская угроза

В первые дни наступившего года в новостных лентах появились сообщения о вспышке вирусной пневмонии в китайском городе Ухане. Довольно быстро удалось выяснить, что причиной заболевания является новый штамм коронавируса. Изначально предполагалось, что первый пациент заразился им через морепродукты с рынка в городе Ухань. Позже исследования генома вируса показали, что виноват мог быть другой товар с тех же прилавков – ядовитые змеи, которые также используются в китайской кухне.

Поначалу это событие вызвало интерес преимущественно у специалистов, но стремительный рост числа зараженных одновременно значительно повысил градус внимания к китайскому коронавирусу, как у обывателей, так и со стороны организаций здравоохранения по всему миру.

Сегодня граждане разных стран быстро перемещаются по всей планете, это относится и к тем, кто успел заразиться новым вирусом: уже к 24 января больные были выявлены не только в ряде китайских провинций, но и в Австралии, Канаде, Малайзии, США, Таиланде, Франции и Японии. Число заразившихся уже превысило тысячу, несколько десятков человек скончалось.

Известно, что массовая пандемия, «ставящая крест» на человеческой цивилизации – не только популярный сюжет фантастических произведений, но и одна из распространенных фобий человечества. Вот и сейчас, в интернете и ряде СМИ уже появились первые мрачные прогнозы в стиле «мы все умрем». Помочь лучше разобраться в ситуации мы попросили одного из ведущих новосибирских специалистов в области вирусологии, заведующего лабораторией биотехнологии и вирусологии ФЕН НГУ, член-корр. РАН, д.б.н., профессора  Сергея Нетесова.

Заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии ФЕН НГУ, член-корр. РАН, д.б.н., профессора  Сергей Нетесов – Сергей Викторович, насколько распространенным и изученным, является семейство коронавирусов?

– Это обширное семейство, которому, например, посвящена глава в несколько десятков страниц в американском учебнике вирусологии, на сегодня описано 39 видов коронавирусов. Но надо понимать, что мы в последние десятилетия нередко сталкиваемся с новыми видами вирусов (как это произошло и сейчас), и в подавляющем большинстве случаев – это мутировавшие вирусы животных.

Справка. Коронавирусы занимают как правило второе место после риновирусов в этиологии респираторных заболеваний, обуславливая около 14% ОРЗ. Они вызывают заболевания средней тяжести, зачастую требующие госпитализации. Свое название получили благодаря форме – сам вирус имеет сферическую форму, но покрыт выступами, которые в профиль чем-то напоминают корону. Семейство коронавирусов состоит из двух подсемейств, но опасные для человека виды входят в первое из них, состоящее, в свою очередь, из родов Alpha-, Beta- и Gammacoronavirus. В число Beta-коронавирусов входят, помимо других коронавирусов, два очень известных вида коронавирусов SARS (ТОРС, вирус тяжелого острого респираторного синдрома) и MERS (БВРС, вирус ближневосточного респираторного синдрома).

(Основы вирусологии на портале Coursera)

– Располагает ли современная медицина действенными препаратами против коронавирусов?

– Начнем с того, что современная медицина вообще почти не имеет в распоряжении противовирусных препаратов с доказанной активностью, исключений немного: вирусы герпеса, гриппа, вирусы некоторых геморрагических лихорадок, ну и вирусы ВИЧ и гепатитов В и С. Что касается коронавирусов, то у нас нет ни лекарств, останавливающих репликацию вируса, ни вакцин против них. С вирусами в большинстве случаев все-таки справляется иммунная система самого организма, а врачи могут бороться только с симптомами заражения: снижать температуру, противодействовать обезвоживанию организма, при необходимости – запускать искусственную вентиляцию легких и так далее. Но хочу отметить, что обычно такой помощи бывает достаточно. В группе риска, прежде всего, люди с ослабленным иммунитетом – маленькие дети, пожилые люди, и те, у кого инфекция развивается на фоне другого тяжелого заболевания. И все равно, если мы посмотрим на статистику, то в настоящее время смертность от нового вида вируса на уровне менее десяти процентов.

– Появление первых зараженных в ряде других стран дало повод некоторым обозревателям говорить об угрозе пандемии. Насколько обоснованы эти страхи?

– Для начала, определимся с терминами. Пандемией называют сильную эпидемию, распространение которой приобрело мировой характер. И на сегодня нет оснований говорить о пандемии нового вируса. В то же время, ситуация развивается очень динамично, ежедневно зараженные люди обнаруживаются все в новых точках планеты, число заболевших в Китае продолжает расти. Поэтому сейчас я бы воздержался от каких-то прогнозов и выводов. Думаю, адекватную оценку масштабов вспышки этой инфекции можно будет сделать где-то через месяц. Но на сегодня оснований для паники я не вижу: ситуация не вышла из-под контроля. Главное – это то, что власти Китайской народной республики адекватно и оперативно организуют комплекс мер по прекращению распространения вируса, быстро стараются увеличить мощности для лечения больных и оперативно информируют о ситуации мировое сообщество. А наши власти уже разработали памятки и рекомендации пассажирам по предотвращению заболевания и организовали противоэпидемические меры в аэропортах и вокзала. Тем не менее никому не рекомендуется сейчас и в ближайшие две недели ехать в сам город Ухань, провинцию Хэбэй и ближайшие к ним регионы Китая. 

Сергей Исаев