Как мэрия может помочь науке

- Евгений Алексеевич, жителям Академгородка небезразлично то, как городские власти относятся к науке, насколько готовы поддерживать ученых. Наука сейчас переживает непростой период. Известно, что многие разработки ученых Академгородка просто не находят места в отечественной экономике. Может ли мэрия Новосибирска оказать в этом плане какую-то поддержку?

- Видите  ли, в чем тут дело. Если мы хотим осуществить внедрение передовых разработок, то мы должны иметь соответствующий уровень экономики. А когда наши предприятия работают на устаревших станках, то ни о каком внедрении речи быть не может. Здесь все определяет квалификационный уровень как рабочих, так и инженеров. Ведь научные разработки – это принципиально новые вещи.  Если же брать мэрию, то есть закон о местном самоуправлении  - ФЗ 131, - по которому к полномочиям мэрии не относиться наука. Наука – это федеральные полномочия Конечно, у нас как-то пытаются развивать взаимодействие мэрии и науки. Но чтобы было понятно, как обстоят с этим дела, приведу такую цифру: мэрия выделяет на внедрение разработок аж… четыре миллиона рублей! Вдумайтесь: бюджет СО РАН – 15 миллиардов! И что такое четыре миллиона? Вот вам и ответ. 

- Получается, что возможностей у мэрии для прямой поддержки нет? 

- Если называть прямой поддержкой внедрение новых разработок, то здесь возможности мэрии крайне ограничены. Однако это не значит, что мэрия не в состоянии вообще поддерживать науку. Есть и другие формы поддержки. Например, мэрия может заниматься продвижением научных разработок, популяризацией научной деятельности, поддерживать взаимодействие между учеными и производственниками. Я думаю, этим как раз и надо заниматься, ведь Академгородок – это визитная карточка Новосибирска. 

Наконец, мэрия может выходить с важными законодательными инициативами в Законодательное собрание, в Государственную Думу. Ведь никто не мешает создавать законопроекты, которые позволят поддержать нашу науку на новом уровне. Мэрия может выходить с различными предложениями и проектами на региональное правительство, на федеральные министерства. Почему бы нет? Такая инициатива не запрещена. Мало того – она даже приветствуется!

Если будет дельное предложение, оно, уверяю вас, может найти поддержку на самом верху. И деньги под это дело выделят! Главное – это инициатива с нашей стороны. Я надеюсь, что новый мэр будет именно таким человеком. 

- Сейчас Новосибирск готовится к выборам нового мэра. Кто из кандидатов, на Ваш взгляд, может вызвать у жителей Академгородка наибольшие симпатии, наибольшее доверие? 

- Скажу вам так: в Академгородке живут умные люди. И уж за кого они точно не проголосуют, так это за дурака. 

- Значит ли это, что такой кандидат должен иметь хорошее образование и иметь какое-то отношение к научной среде?  А как кандидатура исполняющего обязанности мэра? Пишут, что он кандидат наук.

- Знаете, я за свою жизнь насмотрелся на таких кандидатов. В сорок лет они получают диплом о высшем техническом образовании, а через пару лет – диплом кандидата экономических наук. Потом они ходят друг перед другом и красуются этими  дипломами. И думают, что у нас в стране все ученые, вся наука такая. Вот от таких людей мы и слышим: «Да знаем, какие вы ученые! Да толку от вас нет». Это ведь они по себе судят. А мы потом расхлебываем. 

- К кому же, в таком случае, можно отнестись серьезно? Например, Андрей Ксензов заявляет, что необходимо опираться на научный потенциал Академгородка. Насколько можно доверять таким заявлениям?

- Я думаю, доверять можно. С моей точки зрения, Андрей Ксензов соответствует всем критериям нормального, надежного управленца. И это главное. Объясню, почему я так думаю. Он закончил военно-политическое училище, о котором лично я знаю не понаслышке. По делам службы мне приходилось встречаться с курсантами как раз в то время, когда там учился Андрей Евгеньевич . Тогда там учились, что называется, правильные, достойные ребята. Патриотически настроенные. Это вообще была очень хорошая школа. И у Андрея Ксензова сформировались командирские навыки. Он  знает, что для достижения поставленной цели необходимо сформулировать задачу, найти пути её решения и вместе с городским сообществом двигаться к намеченной цели.    

- Вы говорили выше, что у мэрии ограничены возможности поддержки научных разработок. Как же можно реализовать программные заявления Ксензова? 

- Я уже говорил о том, что мэрия или сам  градоначальник может проявить законодательную инициативу. Что можно сформулировать конкретные предложения и выйти с ними на влиятельный государственный уровень. Это широкое поле деятельности, где мэр Новосибирска мог бы проявить свои наилучшие управленческие качества. 

- А насколько можно быть уверенным, что это твердое намерение, а не декларация? Ведь наши чиновники любят делать правильные заявления.

- На этот счет лично у меня никаких сомнений нет. Я работу мэрии видел изнутри. Хорошо ее знаю. Неоднократно присутствовал на разных совещаниях и наблюдал, в том числе, за Андреем Евгеньевичем Ксензовым. Так вот, могу вас уверить, что я ни разу – ни разу! – не заметил в его поведении, в его разговоре с вышестоящим начальством какого-либо подобострастия. Его решение уйти с должности заместителя губернатора по собственному желанию - свидетельство его высоких моральных качеств и может расцениваться как гражданский подвиг.   Он всегда говорит то, что думает. Никогда не льстит и не угождает. На мой взгляд, он человек слова. Так что если он говорит, что надо поддерживать науку, значит он на самом деле так думает. И не просто так думает, но и намерен так сделать. Потому что он практик, а не теоретик. Ему важен конкретный результат. Вот в этом я нисколько не сомневаюсь.