Гражданская война остается темой для научных споров

Нет большей трагедии для любой страны, чем гражданская война. Как показывает международный исторический опыт, на преодоление ее последствий требуются десятилетия. Раскол общества сложен не только для понимания, но и для изучения, что наглядно продемонстрировала недавно прошедшая в Новосибирском Академгородке Всероссийская научная конференция с международным участием «Гражданская война на востоке России».

Среди историков имеются существенные расхождения в понимании ряда ключевых проблем гражданской войны и даже ее хронологических рамок. Так, организаторы конференции – Институт истории СО РАН и Новосибирский государственный университет – ставят в качестве временных границ ноябрь 1917-го – декабрь 1922 годов. В вышедшем в Лондоне в 1997-м «Критическом словаре русской революции» гражданская война в России датируется 1914-1922 годами, а известный английский социолог Теодор Шанин, исследователь истории российского крестьянства, относит начало войны к 1902 (!) году. Эти данные прозвучали в докладе заведующего отделом Санкт-Петербургского института истории РАН доктора исторических наук Николая Смирнова.

По мнению профессора, история того времени продолжает изучаться через призму «партийности», что мешает выработке обобщающей объективной концепции. Например, бурные споры вызывает роль иностранной интервенции. Недавно вышла монография «Гражданская война в России: взгляд через 100 лет. Основные проблемы гражданской войны в вопросах и ответах». Были опрошены 25 историков – 14 российских и 11 зарубежных – и многие из них посчитали роль иностранной интервенции в российских событиях тех лет второстепенной. Между тем другие российские историки, в том числе некоторые участники конференции, высказывают мнение, что превращению локальных военных конфликтов в настоящую гражданскую войну способствовало именно иностранное вмешательство, в частности, мятеж Чехословацкого корпуса французской армии.

Как вы догадываетесь, Новосибирск не случайно стал местом проведения всероссийской конференции. Именно здесь, в Новониколаевске (ныне – Новосибирске), в ночь с 25-го на 26 мая 1918 года объединенными усилиями антибольшевистского подполья и чехословацких легионеров была свергнута советская власть, что положило начало широкомасштабной гражданской войне в России. Летом 1918-го и весной 1919-го Восточный фронт дважды представлял главную опасность для Советской республики. В конце 1919 года в ходе Новониколаевской операции Красная Армия нанесла войскам адмирала А.Колчака решающее поражение, предопределившее его окончательный разгром и освобождение Сибири от белогвардейцев.

Взаимоотношениям верховного правителя адмирала А.Колчака и Совета министров российского правительства был посвящен доклад главного научного сотрудника Института истории СО РАН, доктора исторических наук Владимира Шишкина (на снимке). И печально знаменитый адмирал, и председатель Совета министров российского правительства Петр Вологодский были, по сути, непрофессионалами. Вологодский за год своего пребывания во главе Совета министров не смог сформировать работоспособную команду, а Колчак оказался неспособным ни предложить населению России привлекательную программу преобразований, ни эффективно руководить правительством. Адмирал проводил так называемую «политику непредрешенчества», обещая урегулировать все вопросы после победы над большевиками, что свидетельствовало о непонимании им особенностей гражданской войны. В итоге политическую программу ему разработали… большевики. Они в своей пропаганде утверждали, что Колчак ведет борьбу за реставрацию монархии, восстановление помещичьего землевладения, лишая адмирала опоры в широких кругах общества.

– Почему именно восток страны стал одним из главных плацдармов сопротивления советской власти? – ставит вопрос председатель программного комитета конференции профессор В.Шишкин. – Причина в том, что 90 % населения Сибири – сельские жители. Пролетариев – социальной опоры большевиков – на востоке страны насчитывалось немного. Причем сибиряки были более независимы, самостоятельны, инициативны и энергичны, чем крестьяне европейской части. Здесь народ привык рассчитывать не на патронаж со стороны государства, а в основном на себя и при необходимости решительно отстаивал свои интересы. Летом 1918 года сибиряки свергли советскую власть. Но через несколько месяцев, поняв, что антибольшевистский режим ничуть не лучше, начали восставать против него.

Во второй половине 1919-го правительству Колчака пришлось столкнуться с массовым партизанским движением. В 1920 году поставки продовольствия из Сибири спасали Россию от голода. Тогда же несколько десятков тысяч сибиряков в рядах Красной Армии дрались с поляками под Варшавой и против врангелевцев под Каховкой, брали Перекоп и форсировали Сиваш. А весной 1921 года именно в Сибири началось самое крупное за все время коммунистического правления крестьянское восстание – Западно-Сибирское. Восставшие на три недели перерезали Транссиб, перекрыв тем самым доступ продовольствия в европейскую часть России. И только посланным из центра «голодным дивизиям» (как их называли) удалось восстановить железнодорожное сообщение. Документы этого периода, ставшие доступными после перестройки, я опубликовал в двухтомнике «Сибирская Вандея». Кроме того, в научный оборот удалось ввести полный корпус документов, характеризующих деятельность всех временных правительств на востоке России.

На состоявшуюся при поддержке РФФИ конференцию прибыли не только российские, но и зарубежные историки. Доклады сделали ученые Белоруссии, Польши, Узбекистана и даже Японии.

– В Японии достаточно сильная школа историков российской революции и гражданской войны, – отмечает профессор Томохико Уяма из Центра славянско-евразийских исследований Университета Хоккайдо. – Обычно акцент в исследованиях событий в Сибири и на Дальнем Востоке ставят на японской интервенции. Я же подхожу к вопросу с другой стороны – как специалист по истории Центральной Азии, изучаю ситуацию в Казахстане и других азиатских регионах, отношения между различными национальными движениями, большевиками, белогвардейцами. С удовольствием принял приглашение участвовать в конференции.

К несомненным заслугам организаторов следует отнести своевременную публикацию сборника материалов конференции. 500-страничная книга, в которой представлены статьи, освещающие широкий спектр проблем истории гражданской войны, – от масштабных боевых действий до судеб отдельных людей – дает возможность более непредвзято оценить события этого трагического периода.

Ольга КОЛЕСОВА