При словах «триумфальная арка» большинство вспоминают Париж или Москву, но такие сооружения можно было встретить и на улицах сибирских городов. Причем, как настоящие, так и мифические. Подробнее об этом и о некоторых особенностях архитектурного облика Новосибирска в интервью с известным новосибирским археологом, д.и.н., ведущим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН Андреем Павловичем Бородовским.
– Скажите, насколько характерны триумфальные арки для сибирских городов?
– Как это не удивительно, на первый взгляд, но довольно характерны, ведь Сибирь была неотъемлемой частью Российской империи, причем самой большой по площади. На Транссибе по пути следования будущего императора (Николая II) такие объекты возводились в конце XIX столетия неоднократно. Одна из них, например, была возведена во Владивостоке, отметив завершение строительства этой великой железнодорожной магистрали. Что касается истории с триумфальной аркой в Новосибирске, с ней связан и один любопытный казус.
– Какой именно?
– В одном из киножурналов, как раз-таки двадцатых годов, есть съемки, приписываемые Новосибирску, мелькают кадры с триумфальной аркой. Но, когда я стал разбираться с тем, где же именно было расположено это сооружение, то понял, что эти кадры на самом деле были сняты в Иркутске, а нашему городу их по ошибке «приписали» в ходе монтажа. Там еще в середине XIX века, по случаю заключения Муравьевым-Амурским Айгунского мира и установления новой границы с Китаем, проходившей по Амуру, была установлена эта деревянная арка. Она простояла до 1930-х годов и успела попасть на кадры кинохроники. Эта история доказывает, что кинохроника, как и фотографии – тоже может содержать ошибки в описании того, что изображено, и потому не стоит сразу принимать все на веру.
– Так была в Новосибирске триумфальная арка или нет?
– Отдельной триумфальной арки в Новониколаевске не строили, ведь до революции это был не такой уж значимый населенный пункт, а после революции этот формат архитектурных сооружений и вовсе стал довольно редким. Но все-таки триумфальная арка у нас в городе есть. Она интегрирована в здание нашего железнодорожного вокзала, построенного уже в 1930-е годы. Мне доводилось слышать утверждение, что вокзал должен был «символически изображать паровоз, но его не достроили». На самом деле, это вполне завершенная композиция. И центром здания как раз является триумфальная арка с колоннами тосканского ордена.
– А вообще, если говорить о первых десятилетиях истории Новосибирска, в этом периоде есть какие-то интересные архитектурные объекты?
– У всех на слуху Томск, Красноярск, Иркутск – старинные сибирские города с достаточно богатой архитектурной составляющей. Есть архитектурные памятники и в Новосибирске, но здесь они не складывается в единый ансамбль, скорее, рассыпаны как бисер по всему городу. Но сложись ситуация по-другому, судя по тем людям, кто творил в Новосибирске, прежде всего, я имею в виду архитектора Андрея Крячкова, Новосибирск вполне мог стать жемчужиной русского модерна.
Например, когда после революции 1905 года началась подготовка законопроекта о всеобщем начальном образовании, Новониколаевск стал первым городом в Российской империи, где удалось это реализовать. В городе было построено двенадцать начальных школ, и все они были, с одной стороны, типовыми, а с другой – обладали уникальными чертами. И все были сделаны в стиле северного модерна, который больше характерен для стран Скандинавии, отчасти – для Германии.
Строились и другие интересные здания в этом архитектурном направлении. И если бы не революция, в конечном счете здесь сформировался бы довольно мощный кластер архитектуры модерна.
Но затем изменилась эпоха, сменились приоритеты архитекторов и в Новосибирске построили ряд зданий, которые стали прекрасными образчиками другого направления – конструктивизма. Здание банка – это классический пример этого стиля. Хорошо известный «Дом под часами» в центре – он такой второй в мире, еще один есть в Ницце, и всё. Есть еще целый ряд зданий по Красному проспекту, которые тоже стали яркими образцами архитектурных решений в русле конструктивизма.
Но беда города в том, что все эти интереснейшие объекты – эклектичные, они не складываются в единый ансамбль. Как вы понимаете, конструктивизм и модерн не очень хорошо дружат между собой, хотя и основываются на геометризме. Но если в модерне большую роль играет художественная эстетика, то в основе конструктивизма лежит функциональность. И все же, несмотря на эклектичность, многие образцы довоенной архитектуры Новосибирска сами по себе являются объектами интересными как искусствоведам, так и историкам.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии