Энергетику снова штормит

В свое время мы подробно разобрали последствия арктического шторма, вызвавшего большие проблемы в энергосистеме штата Техас. Напомним, что в феврале 2021 года из-за аномальных холодов более 4,5 миллионов жителей этого штата остались без электричества, что привело к смерти 150 человек. Трагедия вызвала мощнейший резонанс во всем мире, в том числе и в России. Да, случись подобное в какой-нибудь третьей стране, реакция была бы куда сдержанней. Но дело в том, что США считаются технологическим лидером, на которого равняются другие страны. И тут такое… Мороз, который по сибирским меркам совершенно незначительный, вызвал сильнейший сбой в энергосистеме штата, которая буквально за несколько месяцев до трагедии считалась очень современной и динамично развивающейся! Здесь было, о чем задуматься.

Обсуждение трагедии затронуло два принципиально важных аспекта: климатический и собственно энергетический. Во-первых, необходимо было выяснить, почему в условиях глобального потепления южные территории США подвергаются аномальным холодам. Как оказалось, ученые давно уже дали на это ответ. В свое время мы приводили в качестве примера два научных исследования. Одно, сделанное совместно российскими и немецкими учеными, датировано 2015 годом. Другое, опубликованное в 2018 году, сделано американскими климатологами, где они в подробностях описали динамику атмосферных процессов на территории США, показав связь между «теплой Арктикой» и арктическими штормами, проникающими вплоть до Техаса. В общем, наука ни в чем не провинилась перед энергетиками, и заявлять о том, будто климатологи-де «просчитались» (как это делают наши климатические скептики) – значит признаться в собственном невежестве.

Куда важнее энергетический аспект. Он актуален и для России. Дело в том, что до сих пор наши стратегии развития делаются с оглядкой на западные страны. А потому демонстрация успеха (или провала) так или иначе, должна отразиться на принятии конкретных решений. Как мы сказали, штат Техас считался передовым во многих отношениях, в том числе и в технологическом. Электрическая генерация штата развивалась в соответствии с «зеленым» сценарием, и вплоть до упомянутой трагедии оттуда шли бодрые репортажи о бурном увеличении доли ВИЭ (особенно ветряков). Арктический шторм 2021 года не был ни для кого сюрпризом (как ошибочно считал российский эксперт по устойчивому развитию Анатолий Чубайс), поскольку за десять лет до этого было как минимум два таких же случая (из-за чего даже создавалась специальная комиссия).

Понятно, что техасская трагедия сильно смутила апологетов ВИЭ. И не только в США, но и у нас в России. Сразу же возник вопрос: насколько верна стратегия декарбонизации, навязываемая коллективным Западом всему миру?  Если ископаемое топливо обеспечивает надежность системы энергоснабжения, то надо ли от него отказываться именно сейчас, когда непредсказуемость погоды и учащение экстремальных ситуаций создают еще больше рисков, чем раньше?

Подчеркиваем, что эти вопросы – далеко не праздные, и касаются они, в том числе, и России, ратифицировавшей Парижское соглашение по климату (то есть, взвалившей на свои плечи обязательства по сокращению углеродных выбросов). С 2022 года (из-за известных событий) тему «озеленения» российской энергетики поставили на паузу, но  она никуда не исчезла. Рано или поздно к ней вернутся, и тогда придется решать: либо пересматривать концепцию развития, либо идти вслед за развитыми странами (включая и США), невзирая ни на какие риски.

Тем временем в самих США о рисках говорят в полный голос. В ноябре на эту тему вышла соответствующая публикация, где прямо заявлялось о том, что грядущая зима несет нешуточные угрозы для американской энергосистемы. Согласно официальному предупреждению, большая часть энергосистемы США может подвергнуться сбоям из-за предстоящих зимних холодов. Риски оцениваются как очень высокие. В первую очередь это касается центральной и восточной части США, куда входят все регионы к востоку от Скалистых гор, за исключением Юго-Востока и северной части Штата Нью-Йорк.

Показательно, что обозначенные территории фигурировали в упомянутом исследовании американских климатологов от 2018 года. Похоже, власти США стали прислушиваться к мнению ученых относительно погодных аномалий. Как утверждает энергетический регулятор, энергосистема вполне может справиться с «нормальными» зимними нагрузками. Однако в случае слишком длительных и масштабных похолоданий ее работа будет сильно осложнена. Поэтому коммунальным операторам настоятельно рекомендуется принять все необходимые меры для подготовки к зиме.

В данном случае официальные лица ссылаются на прошлые прецеденты. Так, в декабре прошлого года из-за продолжительных холодов сотни тысяч людей на Юго-Востоке и в Новой Англии остались без электричества. Примерно 60% населения страны испытали воздействие арктического шторма, вызвавшего сбои в подаче электроэнергии по всему восточному побережью. Согласно официальному отчету Федеральной комиссии, во время урагана из строя выбыло примерно 18% электрической генерации. Что-то похожее как раз было в феврале 2021 года в штате Техас.

Нынешние прогнозы на зиму также неутешительны. Более того, специалисты полагают, что на этот раз зимние морозы будут еще сильнее из-за явления Эль-Ниньо в Тихом океане. Обычно с ним связывают обильные снегопады и более низкие температуры зимой. Согласно текущим прогнозам, на большей территории центральной и восточной части США зима окажется более холодной и снежной. Поэтому коммунальные операторы уже сейчас должны спланировать свою работу так, чтобы предпринять правильные действия в случае нехватки электроэнергии в условиях резкого скачка спроса или веерных отключений. По крайней мере, необходимо заранее определиться с тем, в какой последовательности будет снижаться нагрузка, если возникнет необходимость осуществлять веерные отключения. 

Казалось бы, причем здесь «зеленый» энергопереход, декарбонизация, строительство ветряков и солнечных электростанций? Но, как оказалось, подготовку к зиме уже приходится вести с поправкой на «чистую» генерацию. По словам одного официального лица, погодные аномалии приводят к значительному отклонению спроса на электроэнергию от привычных прогнозов. Это напрямую связано с тем, что за последние годы осуществлялся рост генерации, зависящей от внешних условий. Речь, в данном случае, как раз идет о ВИЭ. В частности, о солнечных электростанциях, которые перестают работать по ночам и полностью отключаются во время сильных снегопадов. Включение такой генерации в распределительную систему энергоснабжения очень сильно затрудняет прогнозирование нагрузок, что делает систему недостаточно устойчивой.

Поразительно, что данное заявление полностью расходится с содержанием недавнего указа президента Байдена о мерах по обеспечению энергетической безопасности (о чем мы писали). Там, наоборот, на первое место ставится именно солнечная генерация. Как видим, имеет место несовпадение интересов тех, кто реализует грандиозные «зеленые» проекты, с интересами обычных потребителей. Этот момент необходимо учитывать всякий раз, когда заходят разговоры об энергетическом переходе. В этом смысле пример США должен стать для нас наглядным уроком. Ибо невозможно уйти от вопроса о том, почему климатическая политика в энергетической сфере не только не избавила энергосистему страны от зимних авралов, но уже сделала их нормой? Ведь на этом фоне энергосистема Сибири, где по-прежнему жгут газ и уголь, выглядит островком стабильности. И если стабильность имеет для нас значение, то тогда какое значение должен иметь «зеленый» энергопереход? Когда-нибудь эти вопросы придется поставить прямо.

Константин Шабанов