В потоке тревожных новостей о ходе военной операции на Украине и враждебных выпадах Запада против нашей страны как-то теряется информация о событиях позитивных и крайне важных не только для нас, но и для всего мира. Таким событием стал XII Международный форум ATOMEXPO-22, прошедший 21-22 ноября в Сочи на площадке научного Центра «Сириус». Согласно официальной информации, форум посетило свыше трех тысяч специалистов и гостей из России и еще 65-ти стран ближнего и дальнего зарубежья. В основном это были представители бизнеса, государственных структур и международных организаций.
Ключевое значение таких мероприятий в том, что они разрушают миф о международной «изоляции» нашей страны. И этот момент особенно важен в свете начавшейся корректировки глобальной стратегии развития энергетической отрасли, где вновь возрастает интерес к «мирному атому». Недавнее безудержное упование на возобновляемые источники энергии постепенно ослабевает и уступает место более продуманным и взвешенным подходам к дальнейшему развитию атомной энергетики. Это дает основание экспертам на полном серьезе говорить об атомном ренессансе. И в данном контексте такие мероприятия, как ATOMEXPO, становятся как никогда актуальными и своевременными.
Напомним, что Международный форум ATOMEXPO является крупнейшей выставочной и деловой площадкой, где обсуждается современное состояние и направления дальнейшего развития атомной отрасли. На полях мероприятия проходят многочисленные деловые встречи, во время которых подписываются различные соглашения и контракты.
Почему это так важно для нас именно сейчас? На то есть как минимум две причины. Первую мы назвали – растущий интерес к атомной энергетике. Вторая причина - неоспоримое лидерство России в ядерных технологиях. Начавшийся разворот к «мирному атому» является для нашей страны положительным трендом во всех отношениях. Это касается и прямой экономической выгоды, и нашего престижа на мировой арене.
Ситуация, таким образом, складывается в нашу пользу. О новом расцвете атомной энергетики прямо заявляет Международное энергетическое агентство. Теперь развитие данного направления начинают одновременно увязывать и с вопросами энергетической безопасности, и с дальнейшей декарбонизацией производства электричества и тепла. В настоящее время, по данным МЭА, атомная энергетика с ее установленной мощностью в 413 ГВт (расположенной в 32 странах) способствует достижению обеих целей. Это позволяет избежать 1,5 гигатонн (ГТ) углеродных выбросов и сэкономить мировое потребление природного газа на 180 миллиардов кубометров в год. Отсюда следует, что «мирный атом» не менее важен для достижения климатических целей, как и ВИЭ.
Таким образом, МЭА дает своё «благословление» дальнейшему строительству атомных электростанций и развитию ядерных технологий. В настоящее время, отмечает Агентство, на долю «мирного атома» приходится не менее 10% вырабатываемой электроэнергии. Правда, 2021 год не был особо показательным в плане прироста новых атомных мощностей, поскольку предыдущее выбытие 8 ГВт атомной энергии из-за принудительных остановок не смогли компенсировать вводом в эксплуатацию новых АЭС. По этой причине здесь отмечается падение на уровне 3 ГВт. Интересно, что новые мощности открывались в развивающихся странах, тогда как закрытие отмечалось у стран-членов «Большой семерки» - Германии, США и Великобритании. Однако тенденция к закрытию АЭС сходит на нет, и дальнейший рост мощностей неизбежен. В МЭА считают, что глобальные атомные мощности должны ежегодно увеличиваться где-то на 10 ГВт вплоть до 2030 года.
Нынешний год должен стать рекордным по объемам капитальных вложений в атомную энергетику. Так, если в 2018 году глобальные инвестиции на строительство атомных электростанций составили порядка 34 миллиардов долларов, то по итогам 2022 года их объем достигнет 49 миллиардов. При этом не менее 45% инвестиций придутся на страны ОЭСР. То есть «радиофобия» постепенно преодолевается и развитых странах, где «мирный атом» получает постепенную реабилитацию в глазах политиков.
Так, агентство Bloomberg прямо указывает на «атомное возрождение» и прочит США возможность наверстать упущенные позиции в данной отрасли. Сегодня в общем энергобалансе этой страны атомная энергия занимает прядка 18 процентов. Причем, основная доля этих мощностей была создана в разгар энергетического кризиса 1970-80-х годов. Поэтому средний возраст американских АЭС составляет примерно 36 лет. За последние десять лет было остановлено более 10 атомных реакторов, в основном из-за появления дешевого сланцевого газа и ВИЭ. Однако с тех пор, как фьючерсы на природный газ достигла самого высокого уровня за 14 лет, а фьючерсы на электроэнергию выросли с января на 50%, ситуация явно поменялась в пользу атомной энергетики. И при правильной государственной политике у «мирного атома» есть все шансы на успех.
Впрочем, тут же обнаружились и проблемы. Выяснилось, что долгие годы «простоя» сказались негативно на атомной отрасли в целом. Америка утратила лидерские позиции в ядерных технологиях. И похоже на то, что теперь американским специалистам придется заново учиться строить атомные электростанции и доводить начатое до завершенного состояния (некоторые проекты по строительству АЭС так и не были завершены, превратившись в сорокалетний «долгострой»).
Тем не менее, печальный опыт прошлых лет был учтен, и есть надежда на то, что новое поколение атомных электростанций будет создаваться в рамках иной технологической модели. Возможно, былой гигантизм и связанные с ним колоссальные капитальные затраты, канут в лету. В настоящее время внимание сосредоточено на малых модульных реакторах (ММР), генерирующих в среднем по сто мегаватт (что примерно в десять раз меньше, чем для обычных реакторов). Малые модульные реакторы позволят наращивать мощность возводимого объекта постепенно, последовательно прибавляя новые малые реакторы, которые можно доставлять на место строительства уже в собранном виде прямо с завода (вместо того, чтобы двадцать лет возводить один большой реактор, что сильно растягивает сроки окупаемости вложений). Но в любом случае, считает эксперты, государство должно надежно подстраховать инвесторов.
Большим плюсом для нашей страны является то, что «Росатом» выступает, по сути, первопроходцем в деле создания малых модульных реакторов. Так, в 2020 году была введена в эксплуатацию плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов», состоящая из двух ММР. Над аналогичными технологиями теперь активно работают в США и Великобритании (в частности, этим серьезно занимается компания Rolls Royce).
Лидерство России в ядерных технологиях на Западе признают открыто. В некоторых особо «недружественных» странах по этому поводу даже возникает тревога. В Великобритании, например, уже раздаются истеричные заявления о «ядерной хватке» Путина, которая может-де спровоцировать очередной энергетический кризис. Эксперт обращает внимание на то, что в борьбе за так называемую энергетическую независимость некоторые страны вполне разумно ориентируются на атомную энергию. Однако здесь их поджидает другая ловушка. Дело в том, что Россия не только добывает уголь, нефть и природный газ. В настоящее время наша страна вместе с Казахстаном держит под контролем 42% урана, необходимого для всех реакторов по всему миру. И эта статистика, отмечает автор, до жути похожа на ситуацию с газом. В настоящее время 20% поставок ядерного топлива для атомных электростанций ЕС приходится как раз на Россию. На долю США приходится 14 процентов. Еще 30% приходится на долю услуг по обогащению урана. Как видим, позиции России по ядерным технологиям выглядят впечатляюще. И они наверняка усилятся еще больше в случае атомного ренессанса. Конечно, кого-то в стане наших «геополитических» противников этот факт тревожит и раздражает. Но более всего, судя по всему, раздражает разрушение нелепых стереотипов о «лапотной» России.
Андрей Колосов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии