Два года назад президент США Дональд Трамп заявил о решении выйти из Парижского соглашения 2015 года. Как мы знаем, во время своей предвыборной кампании он показал себя ярым сторонником традиционной энергетики, попутно пообещав начать возрождение американской угольной промышленности. В связи с его победой возникли даже резонные опасения, что Америка вообще утратит лидерство в создании и продвижении «зеленых» технологий. Со стороны казалось, что консервативно настроенное американское руководство, чуть ли не открыто демонстрирующее свои лоббистские планы в отношении нефтедобывающих и угольных компаний, пресечет бурный всплеск ВИЭ и вообще ликвидирует этот тренд. Кстати, на ту же волну настроились и российские консерваторы, для которых развитие «зеленой» энергетики никогда не было показателем научно-технического прогресса, а всего лишь - реализацией «тайной» стратегии безумных борцов за экологию.
Что же показала практика? По данным интернет-портала Electrek, в апреле этого года мощность производства электроэнергии в США на основе возобновляемых источников впервые превысила мощность угольной генерации, и есть основания считать, что этот разрыв будет заметно возрастать в течение следующих трех лет. Издание ссылается на данные Федеральной комиссии по регулированию энергетики. Согласно этим данным, общая установленная мощность ВИЭ (включая гидроэнергетику и геотермальные источники) достигла уровня 257,53 ГВт, что составляет 21,56% от всей генерации. На долю угля приходится 257,48 ГВт (21,55%). Показательно здесь то, что угольная генерация за последние годы фактически застыла на месте, тогда как доля ВИЭ выросла на 178 МВт за счет новых ветровых и солнечных электростанций. При этом отмечается, что дальнейший стремительный рост «зеленой» энергетики будет обеспечиваться, главным образом, за счет ветра. Уже сейчас ветроэнергетика почти сравнялось с гидроэнергетикой и в скором времени ее превзойдет.
У угля в таких условиях будто бы вообще нет никаких шансов. По мнению Федеральной комиссии, к маю 2022 года разрыв между ВИЭ и углем станет весьма значительным. В первую очередь это связано с тем, что немалая часть старых угольных станций будет выводиться из строя, тогда как «обновление» энергетических мощностей станет активно осуществляться как раз за счет «зеленой» энергетики. Скажем, в ближайшие три года установленная мощность новых угольных станций окажется на уровне 867 МВт, тогда как из эксплуатации будет выведено мощностей в объеме 13 276 МВт. При этом с высокой вероятностью ожидается введение в эксплуатацию новых мощностей ВИЭ (в основном - солнце и ветер) на уровне 40 203 МВт. Если же учесть все проекты, предложенные на сегодняшний день, то эта цифра может возрасти до 186 000 МВт.
В этой связи интересен такой момент. В упомянутой публикации указывается на то, что в соответствии с последними исследованиями энергоснабжение за счет ВИЭ признается сейчас наиболее дешевым вариантом для большинства стран мира, поскольку затраты на установку мощностей постоянно снижаются. Это означает, что инвестиции в традиционные источники энергии становятся невыгодными. В первую очередь это касается угля. Именно поэтому обещание президента Трампа сохранить угольную отрасль могут оказаться невыполненными. Вопреки официальным предписаниям, угольные предприятия продолжают закрываться. Подобные решения диктуются сугубо экономическими соображениями, и никакая «политика», в данном случае, ситуацию изменить не в состоянии.
В то же время отмечается, что в энергосистеме США до сих пор основную роль играет природный газ. По состоянию на апрель текущего года доля газовой генерации составила 44,4 процента. Поэтому следующее «поле битвы» для возобновляемой энергии – это вытеснение газа. В отличие от угля, этот вид топлива пока еще не сдает позиций. Напротив, газовая генерация продемонстрировала даже более высокий рост, чем ВИЭ. Эксперты полагают, что в течение следующих трех лет этот рост продолжится. Тем не менее, у «зеленой» энергетики есть шанс опередить своего конкурента, особенно учитывая то обстоятельство, что за нее «вписываются» весьма влиятельные персоны. В частности, упоминается «антиуглеродная» инициатива Майкла Блумберга, направленная против строительства новых газовых станций (подобно тому, как раньше велась борьба с угольными станциями).
Впрочем, акцент все-таки делается на факте постоянного удешевления ВИЭ. И в этой связи никакая идеология не в состоянии противостоять объективным экономическим реалиям. Еще ранее Electrek сообщал о том, что компания General Electric когда-то переоценила значение ископаемого топлива и недооценила важность глобального перехода на возобновляемые источники. Итогом неверной оценки стала потеря почти 200 млрд долларов. Об этом говорится в аналитическом отчете, составленном Институтом экономики энергетики и финансового анализа. Руководство GE якобы сделало огромную ставку на будущее природного газа и угля, в результате потеряв только в 2016 – 2018 гг. 74% от своей рыночной капитализации. Общее падение стоимости произошло с 600 млрд в 2000 году до 87 млрд в настоящее время. Как подчеркивается в упомянутом исследовании, эти потери были в значительной степени обусловлены падением нового рынка тепловой энергетики в мировом масштабе. Данное обстоятельство оказалось для GE полной неожиданностью и застало компанию врасплох. Буквально за три года ее энергетическое подразделение стало убыточным. В проигрыше оказались и инвесторы компании, также потеряв миллиарды.
По мнению аналитиков, главная ошибка руководства GE заключалось в неверном представлении последствий Парижского соглашения, подстегнувшего глобальный переход к ВИЭ. В GE продолжали ошибочно считать, будто экономический рост в мире и впредь будет определяться традиционными энергоносителями. Реальность же показала, что глобальные инвестиции необходимо было согласовывать с целями, декларируемыми Парижским соглашением. Поэтому не удивительно, что самые большие потери GE пришлись именно на период с 2016 года, то есть как раз после того, как был подписан указанный международный документ.
Подчеркнем, что затраты на установку мощностей ВИЭ в прошлом году достигли нового минимума и в ряде регионов стали самым дешевым источником энергии. Эксперты делают вывод, что теперь компаниям необходимо принимать во внимание начавшийся переход к альтернативной энергетике, а не оглядываться в прошлое, цепляясь за ископаемое топливо. Уроком для них как раз должна быть ситуация, возникшая с GE. Там, кстати, эту ошибку уже признали, и теперь начинают инвестировать в ВИЭ. Причем, проблема эта принимает отнюдь не политический и не идеологический характер. Удешевление объектов альтернативной энергетики неизбежно ведет к падению спроса на традиционные энергоносители. Поэтому уголь (а в последствии – и природный газ) будут проигрывать солнцу и ветру по сугубо экономическим причинам, независимо от экологической ситуации.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии