Посещение новосибирского Академгородка руководителем Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаилом Котюковым завершилось общей встречей с директорами институтов в Доме ученых.
Открывая встречу, глава ФАНО предложил отказаться от «базовых докладов» и провести ее в форме ответов на вопросы. Ученые согласились, тем более вопросов к власти у них накопилось немало.
Надо отметить, что ответы были разными по качеству: на одни вопросы Котюков отвечал достаточно конкретно, в других случаях старался отделаться общими фразами, кое-что вообще предпочел не расслышать.
Как, например, было с вопросом академика Николая Ляхова, спросившего, понравился ли гостю Академгородок и что он готов предложить для его сохранения. Михаил Котюков ответил, что краткого визита недостаточно для знакомства, пообещал приехать еще не раз и «оставил за кадром» вторую, более важную часть вопроса – как сохранить Академгородок.
И все же, на этой встрече прозвучало немало интересной и актуальной информации, как говорится, «из первых уст». Предлагаем вашему вниманию некоторые из ответов Котюкова.
Про бюджет ФАНО
Мы вынуждены работать в очень жестких условиях. Если в прошлом году РАН для закупки оборудования, ремонта и прочих задач, ныне переданных в ведение ФАНО, располагала 6 млрд рублей, то нам на эти же статьи расходов выделено чуть больше 4 млрд. Как видите, сокращение значительное. Как можно улучшить ситуацию? С этого года исследования в области фундаментальной и поисковой науки будут финансироваться за счет грантов научных фондов. Фонды располагают для этого солидными средствами. И научным институтам надо активнее работать с фондами, получать максимум грантов. Радует, что в ряде институтов уже успешно работают в этом направлении. Остальным надо быстрее включаться в этот процесс.
О принципах финансирования
Все деньги «на науку» будут выделять только для решения конкретных задач. Хотите получить средства на какой-то прибор, объясните: какую задачу намерены решить с его помощью. Надо построить здание – то же самое, сперва необходимо обоснование. Также очевидно, что на все нужды науки денег в бюджете не хватит. Поэтому президент страны поручил РАН совместно с правительством определить приоритетные направления исследований, те, что будут финансироваться в первую очередь. Параллельно будет идти оценка результатов научной деятельности. Этот процесс также находится в ведении РАН и его, на мой взгляд, надо как-то технологизировать, сделать максимально объективным и понятным.
Про центры коллективного пользования и интеграцию с НГУ
Условия ресурсного дефицита, в которых нам приходится работать, делают Центры коллективного пользования востребованным механизмом обеспечения научных институтов приборной базой. И это направление будет развиваться. Частично создание и оснащение таких центров будет осуществляться за счет федеральной целевой программы, но этих средств недостаточно, нужны будут дополнительные. А для их получения надо четко сформулировать научные задачи, которые ставятся перед такими центрами. Сейчас в Министерстве образования и науки (МОН) создана рабочая группа, которая формирует перечень таких задач.
Что касается НГУ. Интеграция науки и вузов – это один из приоритетов государственной политики, поэтому сотрудничество университета и институтов Сибирского отделения надо сохранять и развивать. И заявки на финансирование в такого рода проектах будут поддержаны и ФАНО, и научными фондами.
Если нужны какие-то отдельные соглашения между организациями, помощь со стороны региональных властей – озвучивайте, будем решать эти задачи.
О территориальном органе ФАНО
Территориальный орган ФАНО будет располагаться в Новосибирске. Это решенный вопрос.
Вообще, когда только началось создание Агентства, в Москве никак не могли найти для нас место. И я предлагал разместить руководящие органы ФАНО в Сибири, где места точно хватило бы…
Что касается сроков, когда он заработает, то перед этим надо пройти достаточно сложный процесс подготовительных процедур. Приведу лишь один пример. При создании терроргана решили, что целесообразно образовать его в границах СО РАН, а не Сибирского федерального округа. Но тем самым террорган «залезает» на территории, входящие в соседние федеральные округа – Уральский и Дальневосточный. И теперь надо согласовать это с их руководством. И таких вопросов, поверьте, немало. Что касается полномочий территориального органа. Ему будут переданы большая часть кадровых вопросов, здесь, на месте будут решать вопросы, связанные с командировками и т.п. На «места» будет спущено решение части имущественных вопросов, но без права подписи. И, конечно, значительная часть функционала будет отведена на контрольно-проверочные мероприятия. Также могу сказать, что при наборе сотрудников мы будем использовать и кадровый потенциал аппарата СО РАН. Например, в центральном аппарате ФАНО больше половины людей – те, кто перешел к нам на работу после сокращения аппарата РАН.
Своего рода итог собранию подвел кратким выступлением председатель Президиума СО РАН академик Александр Асеев:
- Сегодня мы провели очень важную для нашей работы встречу, и впечатления она оставила хорошие. Мы много говорили и говорим о необходимости «омоложения» нашей науки. Думаю, Михаил Михайлович станет хорошим примером этого процесса.
Что касается институтов СО РАН, то для нас смена поколений вообще не должна быть проблемой, в том числе и среди руководителей институтов. Мы располагаем достаточными кадровыми резервами, чтобы обеспечить «омоложение» науки без ущерба для преемственности в работе научных школ.
Сегодня много говорят о том, что развитие науки должно идти по понятному сценарию, должны ставиться конкретные задачи и не менее конкретные показатели оценки их выполнения. Мы всегда поддерживали этот подход. Более того, 31 мая прошлого года на общем собрании Сибирского отделения была утверждена «Программа развития СО РАН». И сегодня я передаю ее текст Михаилу Михайловичу Котюкову как раз для сохранения преемственности.
Георгий Батухтин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Виталя 23 февраля 2014, 19:55