Мы неспроста уделяем повышенное внимание теме декарбонизации, поскольку это – одна из глобальных задач, в решение которой вовлечена и наша страна. В России также принята стратегия низкоуглеродного развития, и наше благосостояние во многом зависит от того, каким содержанием она будет наполнена. Относительно конкретики какое-то время оставалась неопределенность, но теперь ситуация по этому вопросу более-менее прояснилась. Руководство РФ в целом определилось, на каких основаниях выстраивать свой «зеленый курс», и вряд ли это станет (будем надеяться) повторением пути западных стран.
Полагаем, что корректировка российского курса не в последнюю очередь связана с печальными итогами европейской декарбонизации. Кстати, на Западе противники «зеленого курса» эти печальные итоги предрекали давно. По крайней мере, критические публикации там появлялись регулярно. Правда, на них не обращали внимания ввиду того, что они исходили от людей, имеющих репутацию маргиналов. Тем не менее, пару лет назад даже ведущие западные издания начали постепенно открывать глаза на проблему. Делалось это всё с высочайшей осторожностью, с оговорками, дабы не бросить тень на саму идею декарбонизации. Однако и такие признания имеют большое значение, поскольку они произносятся теми, кто поддерживал «зеленый курс» изначально.
Отметим, что Тони Блэр является представителем лейбористской партии, которая с большим энтузиазмом бралась за реализацию климатической повестки. Но, судя по указанному отчету, в этом деле что-то пошло не так. Вот с этим «не так» авторы отчета и решили разобраться. Нет, они не выступают в роли ниспровергателей «зеленого курса», однако честно признают, что здесь были допущены серьезные просчеты. В целом содержание документа можно свести к такой формуле: «Мы ставили правильную цель, но достигали ее неправильно. Теперь у нас большие проблемы, но в будущем мы всё исправим и сделаем как надо».
Авторы указывают на то, что по мере снижения углеродных выбросов происходили и другие существенные трансформации. Так, Великобритания изначально – еще со времен промышленной революции – опиралась на собственные энергоресурсы и даже отправляла их на экспорт. Однако постепенно она стала превращаться из страны-экспортера в страну, зависящую от импорта энергоресурсов. Причем, в последние годы эта зависимость только возрастает (несмотря на стремительно возросшую долю ВИЭ в энергобалансе страны).
Переход от экспорта к импорту произошел с начала «нулевых» годов, примерно с 2004 года. В 2017 году чистый импорт энергоносителей уже составлял 36% от потребностей Великобритании в энергии. В 2024 году уже 43% потребностей страны в энергии удовлетворялись за счет импорта.
Основную причину такого положения дел авторы отчета видят в том, что в конце прошлого века страна стремительно перешла от угля на углеводороды, добываемые в Северном море. Газовые электростанции начали вытеснять угольные ТЭС и АЭС. Добываемый в Северном море газ был относительно дешев, поэтому масштабная газификация воспринималась как вполне разумное решение. Мало того, жесткие нормативы по парниковым выбросам (которые вводились в рамках декарбонизации) привели к тому, что уголь не мог конкурировать с природным газом и потому совершенно вышел из энергосистемы. Что касается мирного атома, то работа в этом направлении сильно застопорилась из-за бурного увлечения возобновляемыми источниками энергии.
В 2000 году в общем энергобалансе Великобритании доля угля составляла чуть более 38%, доля природного газа – около 40%, доля ВИЭ – 2,8 процента. К 2024 году, благодаря активной реализации «зеленого курса», соотношение резко изменилось. Доля угля упала до 0,2%, доля газа составила 30%, тогда как доля ВИЭ поднялась до рекордных 36,4 процента! Если брать ветроэнергетику, то ее мощности за указанный период выросли в 75 раз!
Возможно, всё было бы нормально (полагают авторы отчета), если бы не истощение нефтегазовых месторождений, снабжавших страну дешевым топливом. Пик добычи в Северном море пришелся на 1999 год, после чего добыча начала снижаться, и страна стала попадать в зависимость от импортных углеводородов. Восполнить добычу за счет освоения новых месторождений пока не удается. Этому мешает и проводимая в стране «зеленая» политика, когда слишком высокие налоги на прибыль от продажи нефти и газа сделали эту отрасль непривлекательной для инвесторов. Параллельно осуществляется остановка выдачи лицензий на добычу углеводородов. Подобные меры, как мы понимаем, были приняты как раз в контексте начавшейся декарбонизации экономики.
Иными словами, руководство этой страны последовательно проводит «зеленый» курс, делая ставку на ВИЭ. Однако, как выясняется, строительство ветряков никак не компенсировало нехватку ископаемого топлива. Теперь Великобритания увеличивает импорт сжиженного газа, который с 2017 года по 2023 год вырос на 171 процент! В итоге энергетика этой страны оказалась в сильной зависимости от мировых цен на газ, которые с определенного момента начали серьезно расти. К 2005 году цены на газ выросли на 17% выше средних показателей. К 2020 году они выросли более чем в два раза и сильно подскочили в 2022 году (здесь звучит дежурное обвинение в адрес России, которая развязала военные действия против Украины и тем самым взвинтила-де цены на газ). Вместе с ростом цен на газ стала закономерно дорожать и энергия для конечных потребителей, которая на сегодняшний день – самая дорогая в Европе.
Авторы отмечают, что параллельно – начиная с 2001 года - в стране снижается энергопотребление. Так, спрос на электроэнергию с 2005 года снизился на 25 процентов. А примерно с 2000 года потребление энергии на душу населения сократилось на 37 процентов. Сегодня данный показатель – самый низкий в Европе.
В этой тенденции авторы усматривают как положительную сторону, так и отрицательную. Плюс в том, что снижение энергопотребления частично происходит благодаря увеличению энергоэффективности. Это радует. Но отрицательная сторона расстраивает куда больше. Дело в том, что примерно с 1970 года в стране наблюдается долгосрочный спад энергоемких отраслей промышленности, в первую очередь – сталелитейной и химической. В период с 1990 года по 2023 год доля обрабатывающей промышленности в экономике снизилась с 17% до 9 процентов (вместо этого существенно выросла сфера услуг).
В настоящее время, подчеркивают авторы, высокие цены на электроэнергию становятся препятствием для ре-индустриализации, то есть для возрождения и обновления энергоемкой промышленности. По сути, промышленная мощь некогда великой империи утрачена, а для надежд на ее восстановление пока что нет оснований как раз по причине проблем в энергетической отрасти.
Причем, высокая стоимость энергии коснулась и рядовых потребителей, что приводит к снижению качества жизни в стране. В ответ на рост тарифов люди прибегают к вынужденной экономии. Так, в ноябре и декабре 2022 года почти 80% домохозяйств Великобритании намеренно снизили температуру в своих домах. Из-за роста цен, отмечают авторы, примерно каждый третий житель этой страны столкнулся с энергетической бедностью, а каждый четвертый решил не включать отопление в зимний период!
Авторы доклада, конечно же, стараются отвести подозрения от проводимой в стране политики декарбонизации, и в особенности – от увлечения ветряками. Именно поэтому они переносят акцент на природный газ. В то же время они вынуждены признать, что и отказ от угля, и остановка работ по развитию атомной энергетики очень плохо сказались на положении в энергетической отрасли, поскольку в стране не оказалось надежных источников, способных обеспечить стабильную базовую нагрузку.
Что касается ВИЭ, то их эффективность (по мнению авторов) оказалась слишком низкой из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. В первую очередь речь идет об ограниченной работе сетей. Поразительно, но только теперь, задним числом, эксперты обращают внимание на то, что создание крупных ветропарков требовало адекватных капвложений и в сетевое хозяйство, без чего немалая доля энергии, вырабатываемой теми же ветряками, терялась впустую (так считают авторы отчета). Главная проблема здесь в том, что ветряки зачастую расположены далеко от мест высокого потребления электроэнергии. И осуществить ее оперативную «переброску» из отдаленных мест конечному потребителю оказалось не так-то просто как раз из-за плохой работы сетей. К тому же операторам было намного удобнее включать газовые генераторы для покрытия потребностей, чем координировать работу с ВИЭ.
Авторы видят в этом огромный изъян, но все же выражают надежду на то, что в будущем будет сделано всё по-умному. Однако такими высказываниями они только лишний раз подтверждают тот факт, что бурое строительство ветряков превратилось в банальную кампанейщину, работавшую не на экономику страны, а на пиар ее руководителей (примеров такого пиара – тьма).
Есть и еще куда более интригующий момент, на который в европейских странах не принято обращать внимание. Авторы отчета показали его, что называется, во всей красе. Так, разбирая структуру тарифа на электрическую энергию, они высветили в нем одну весьма сомнительную компоненту – субсидии на производство электроэнергии. Данная компонента в структуре тарифа выросла с 2015 года более чем в два раза – с 8,5% до 20 процентов. Фактически, речь идет о сборах с потребителей средств для финансирования субсидий, выделяемых на «зеленый» энергопереход.
Напомним, что строительство объектов возобновляемой энергетики в Европе (включая Великобританию) осуществляется благодаря целенаправленной поддержке со стороны государства. Из этого никогда не делали секрета, однако при этом не заостряли внимание на том, за чей счет компенсируются эти затраты. Судя по тому, что пишут авторы отчета, эти затраты на «озеленение» британской энергетики легли на плечи конечных потребителей, которые теперь платят за электричество больше, чем это было в «углеродную» эпоху, когда энергосистема полагалась на угольные ТЭС.
Как отмечают авторы, Великобритания стала лидером в вопросах декарбонизации, но за это пришлось заплатить высокую цену. А если конкретно, то эту цену заплатили жители страны. Причем, буквально – из собственных кошельков.
Нам, россиянам, стоит иметь в виду этот наглядный пример, чтобы не совершить тех же ошибок. И главное – не поддаться той же риторике, которой в течение нескольких лет «охмуряли» простых англичан, рисуя им захватывающие картины «зеленого» будущего с огромными ветряками.
Андрей Колосов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
