Часть Первая: Неравная борьба с углеродом
Как мы уже писали ранее, проходивший в Баку климатический саммит ООН COP-29 выявил противоречие между станами в вопросах выстраивания стратегий развития. Но это было не единственное противоречие. Как выяснилось, у руководителей разных стран не сформировалось единого понимания «чистого нуля» (то есть понимания нулевых углеродных выбросов), что сказывается на разноголосице в выстраивании подходов к декарбонизации экономики.
По мнению наблюдателей, руководители некоторых государств пытаются создать видимость декарбонизации, ссылаясь на естественные процессы поглощения углерода различными экосистемами. Известно, что океаны, леса, почвы и болотные угодья поглощают почти половину углеродных выбросов. Для некоторых стран (включая Россию) это становится оправданием слишком «терпимой» политики в отношении ископаемого топлива. В частности, отказ от резкого сокращения угольных ТЭС часто мотивируется тем, что страна богата лесами и болотами, которые успешно компенсируют углеродные выбросы, а значит, радикальная трансформация генерирующих мощностей в пользу ВИЭ признается слишком уж надуманной и бесполезной мерой. Как мы знаем, такой линии не первый год придерживаются российские эксперты, вступая в заочную полемику по этим вопросам со своими западными коллегами, якобы намеренно занижающими способность наших естественных экосистем поглощать избыточные объемы СО2.
В последнее время такая позиция подвергается критике со стороны тех ученых, которые выступают за решительный отказ от ископаемого топлива. На их взгляд, упование на естественные процессы представляет собой обманный путь достижения нулевых выбросов. На самом же деле, считают они, руководители, переоценивающие влияние природных поглотителей CO2, вводят в заблуждение и себя, и других, продолжая способствовать глобальному потеплению фактическим игнорированием радикальных мер борьбы с выбросами. Дескать, нельзя приписывать самим себе «заслуги» естественных экосистем, не осуществляя при этом осознанного сокращения выбросов через тотальную декарбонизацию экономики. Да, необходимо всячески защищать естественные поглотители углерода, но нельзя при этом думать, будто они способны полностью компенсировать широкое использование ископаемого топлива. По мнению профессора Оксфордского университета Майлза Аллена, если к середине столетия использование ископаемого топлива не прекратится, то необходимо будет принимать планы по закачиванию вырабатываемого углекислого газа под землю. Полагаться на естественные процессы якобы не приходится.
Как выразился один из участников исследования, люди веками удобряли землю для выращивания растений, а мы теперь учимся удобрять океаны. Согласно данным исследований, добавление определенных комбинаций тщательно подобранных материалов может побуждать фитопланктон действовать как эффективный поглотитель углерода. Умирая, эти организмы будут погружаться на океанское дно, унося туда поглощенный углерод. Иначе говоря, ученые нашли средство для форсирования естественных процессов, что выглядит как очень «свежий» и весьма оригинальный подход к решению климатической проблемы.
Однако, судя по всему, как раз такие оригинальные подходы не устраивают радикальных борцов с глобальным потеплением, зацикленных на полном отказе от ископаемого топлива. Возможно, в целях «профилактических» мер против популяризации подобного рода альтернатив в западных леволиберальных СМИ разгоняется очередная алармистская тема относительно снижения способности естественных экосистем справляться с углеродными выбросами. Если эта тема завладеет умами, то кивать в сторону океанов, лесных и болотных угодий уже не придется. Вам тут же объяснят слабость занятой позиции по решению климатической проблемы.
Не так давно нам сообщили о том, что в прошлом году земная растительность и почвы показали сильное уменьшение поглотительной способности. Как заявляет автор статьи в The Guardian, ученые обеспокоены тем, что по мере роста глобальной температуры естественные процессы углеродного поглощения на Земле начинают затухать. Так, прошлый, 2023 год оказался самым жарким годом из когда-либо зарегистрированных, и к ужасу, было зафиксировано, что заметно снизилось количество поглощенного углерода. Леса и почвы в этом плане не «сработали» как раньше. По большому счету, поглощения углерода почти не было. Аналогичные процессы якобы происходят и в океане. Данное обстоятельство, уверяют нас, не было учтено в большинстве климатологических моделей. И если указанный процесс продолжится, то темпы глобального потепления вырастут, а значит, мы окажемся намного раньше у губительной черты, чем до этого рисовалось даже в самых неблагоприятных сценариях.
Как заявил по этому поводу один из участников прошедшей в Нью-Йорке Неделе климата, природные экосистемы теряют способность поглощать и удерживать углерод. По его словам, раньше природа частично компенсировала антропогенное воздействие на климат. Сейчас этому приходит конец. Не исключено, что ситуация 2023 года носит временный характер, но она якобы показывает хрупкость природных экосистем. Общий вывод таков: мы долгое время успокаивали себя тем, что природа в состоянии справляться с последствиями человеческой деятельности, включая и поглощение антропогенных выбросов. Но ситуация зашла слишком далеко, и мы рискуем столкнуться с обратным процессом, когда вчерашние поглотители углерода начнут выделять его больше, чем до этого поглощали.
Так, леса в бассейне Амазонки из-за сильных вырубок и засухи уже не справляются с этой задачей. Тропические леса Юго-Восточной Азии в последние годы уже превратились в чистый источник выбросов. В целом же из-за засухи страдают деревья по всему миру, и этот фактор придется учитывать при формировании новых климатологических моделей. Почвы, которые сегодня являются вторым по величине поглотителям углерода, к концу столетия могут также стать источником выбросов, поскольку из-за жары и сухости процессы разложения стали происходить в них более интенсивно. В Центральной, Восточной и в Северной Европе (Франция, Германия, Чехия, Швеция) фиксируются явления, указывающие на то, что почвы стали поглощать меньше углерода. Высказываются даже мнения, что в биосфере стали происходить какие-то непонятные реакции, которые нарушают предыдущие прогнозы по изменению климата.
Таким образом, расчет углеродного баланса с учетом «компенсаторного» влияния естественных поглотителей CO2 в настоящее время НЕ РАБОТАЕТ. Именно в этом призваны нас убедить соответствующие публикации (как научные, так и публикации в СМИ, опирающиеся на результаты таких исследований). Например, Финляндия возлагала большие надежды на естественные поглотители углерода, такие как обширные леса и торфяники. Для этой страны они являлись ключом к достижению углеродной нейтральности к 2035 году. Однако неожиданно выяснилось, что финская земля стала выделять парниковых газов больше, чем хранить. Баланс, таким образом, оказался нарушенным, а значит, политика декарбонизации потребует от финских властей корректировки с учетом названного фактора. Похоже, что-то подобное могут адресовать и нашей стране, где продолжают уповать на широкие просторы наших лесов и болот.
Отвертеться от пересмотра ранее принятых моделей нашим экспертам будет не так-то просто, поскольку новый взгляд на происходящее поспешили обосновать научно. Если раньше поглотительные способности естественных экосистем принимали за константу, то теперь утверждается другая точка зрения, согласно которой глобальное потепление само по себе меняет данный показатель – вплоть до отрицательных значений.
Пример Финляндии в этом плане особо поучителен. Почти 70% ее территории покрыто лесами и торфяными болотами. Данное обстоятельство внушало руководству страны надежду на то, что она способна на 15 лет раньше выйти на уровень углеродной нейтральности как раз за счет своих естественных поглотителей. И вдруг выяснилось, что с 2018 года естественные компенсаторные механизмы перестали работать. Снижение поглощающих способностей финской земли началось примерно с 2010 года. А в последние три года финская земля – с ее лесами и торфяниками – работает в обратном направлении, то есть становится источником парниковых выбросов.
Борцы с глобальным потеплением тут же ухватились за этот факт, напомнив, что промышленные сектора Финляндии успели сократить выбросы на 43%, но этот показатель не менялся уже много лет. Стало быть, учитывая то обстоятельство, что финские леса и торфяники превратились в источник парниковых выбросов, эта страна утратила лидерство в климатической политике и перешла в список загрязнителей. А ведь кроме Финляндии, напоминают нам, есть еще 118 стран, легкомысленно полагающихся на естественные поглотители. Дескать, их руководители продолжают мыслить по старому, вычисляя углеродный баланс, но проблема в том, что в последние годы всё радикально поменялось, а значит, такие руководители пытаются обмануть себя и других.
Как мы уже упомянули, в этом списке находится и Россия. Нашим экспертам, безусловно, «выкатят» неудобную правду о новых физических реалиях, и потребуют с этой правдой считаться. Вопрос лишь в том: вся ли эта правда? А если нет, то к чьей стороне примкнет наша наука?
Константин Шабанов
Окончание следует
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии