Совсем недавно в Вестминстерском аббатстве пара пожилых эко-активистов осквернила могилу Чарльза Дарвина. Используя давно испытанные вандальские методы привлечения к себе внимания, борцы с глобальным потепление вывели краской на могильной плите надпись - «1,5 градуса умерло». Как мы понимаем, это была отсылка к недавно зафиксированному факту, что человечество уже преодолело порог повышения глобальной температуры на «критические» (как принято считать) 1,5 градуса, а значит, впереди нас ждет гибель.
Напомним, что этот самый температурный порог оговаривался в Парижском соглашении 2015 года. Фактически речь шла о координации усилий со стороны мирового сообщества по недопущению перехода за указанный уровень. Вся совокупность мер, связанных с отказом от ископаемого топлива и переходом на возобновляемые источники энергии, вся борьба за электрификацию автомобильного транспорта, за снижение углеродных выбросов, все инвестиции в технологии улавливания и хранения углекислого газа преследовали именно эту «заветную» цель, выступающую в роли некой «красной линии». То есть эти самые полтора градуса являлись для мирового сообщества своего рода критической отметкой, преступать за которую было совсем нежелательно, поскольку, как указывали радикально настроенные климатологи, от глобальной климатической катастрофы нас отделяют всего два градуса. И потому, чтобы не оказаться на самом краю пропасти, было предложено держаться от нее как минимум на полшага, а именно на упомянутые полтора градуса.
Еще раз подчеркнем, что мы сейчас говорим от стратегической цели Парижского соглашения, без чего оно теряет всякий смысл. В позапрошлом году на климатическом саммите в Дубае участники как раз должны были ответить на этот вопрос: достигают ли страны поставленной цели - ограничить роста глобальной температуры 1,5 градусами Цельсия в сравнении с доиндустриальным периодом? Это должно было стать первой официальной оценкой прогресса человечества в рамках Парижского соглашения по климату. По большому счету – это должно было стать глобальным подведением итогов проводимой во многих странах мира климатической политики. Как мы знаем, правительства многих стран демонстрировали конкретные шаги в указанном направлении. По крайней мере, инвестиции в борьбу с климатическими изменениями бурно росли (и продолжают расти) как в государственном, так и в частном секторе (о чем мы писали неоднократно).
Несмотря на это, борцы с глобальным потеплением признавали прогресс слишком медленным, якобы не успевающим за ростом глобальной температуры. Пару лет назад уже звучали заявления о том, что цели Парижского соглашения могут оказаться недостигнутыми ввиду того, что в некоторых странах продолжается рост субсидий и инвестиций в ископаемое топливо. Прошедший в Дубае саммит, по сути, никакого влияния на этот процесс не оказал.
Прошлогодний саммит в Баку оказался еще менее успешным в этом отношении (а в некоторых моментах даже скандальным). В нынешнем году намечается очередное подведение итогов, и есть все основания заявлять, что они также окажутся неутешительными для тех, кто надеется «спасти» планету от перегрева. Проблема в том, что в минувшем году перегрев не только достиг упомянутой «красной линии», но даже далеко шагнул за неё.
В январе этого года было официально заявлено о том, что в 2024 году средняя глобальная температура Земли впервые поднялась БОЛЕЕ ЧЕМ на 1,5 градуса Цельсия в сравнении с доиндустриальны уровнем. Заявление было сделано несколькими международными организациями, проводящими независимые исследования в области климатологии. Абсолютного совпадения результатов не получилось, хотя, если их суммировать, можно смело констатировать, что в 2024 году средняя температура на Земле оказалась на 1,55 градуса выше средних показателей за период 1850 – 1900 годов. При этом показатели минувшего года дают заметное увеличение в сравнении с 2023 годом, когда были зафиксированы аномально высокие температуры в летний период. Исследователи отмечают двухлетний температурный скачок, но пока что не в состоянии объяснить, является ли он кратковременным или мы все-таки имеем дело с неким переломным моментом. Если верно последнее, то тогда это станет прямым путем к глобальной катастрофе, поскольку речь уже пойдет об изменении климатической системы Земли. Говоря по-простому, мы столкнемся с ускорением глобального потепления, когда предыдущие расчеты придется спешно пересматривать. Но в любом случае «критическая» отметка в 1,5 градуса пройдена, а значит, в деле борьбы с глобальным потеплением за десятилетний период получено стратегическое поражение.
Еще раз напомним (о чем мы неоднократно писали), что Парижское соглашение подписали порядка двухсот стран. Тем не менее, выбросы углекислого газа, а равно и использование ископаемого топлива, продолжают расти, невзирая на официальные декларации. Является ли упомянутый температурный скачок закономерным результатом растущих выбросов? Борцы с глобальным потеплением не исключают такого варианта и продолжают настаивать на том, что пока еще не всё потеряно. Дескать, шансы на спасение есть, надо только не сворачивать с выбранного пути и подходить к решению климатического кризиса еще более бескомпромиссно. Иных «рецептов» в запасе у защитников планеты не имеется. И как бы тревожно ни выглядел переход за «красную линию», они не теряют надежды на то, что процесс этот обратим. Стало быть, качественных изменений на фронте борьбы с глобальным потеплением не предвидится. Но вот вопрос: стоит ли ожидать благоприятных качественных изменений в климатической системе Земли, особенно учитывая то обстоятельство, что все предыдущие усилия по борьбе с глобальным потеплением не привели к запланированным результатам?
Как мы понимаем, наибольшее беспокойство у ученых вызывает другой вопрос: отражают ли температурные рекорды двух последних лет устойчивую тенденцию? Именно этот вопрос оказался в центре внимания многочисленных исследований. Он же обсуждался в прошлом году на собрании Американского геофизического союза в Вашингтоне. Некоторые исследователи связывают этот температурный скачок с явлением Эль-Ниньо, которое как раз началось с середины 2023 года. Однако полного консенсуса по это вопросу в научном сообществе не наблюдается. Температурный скачок до сих пор не получил исчерпывающего объяснения. Ученые и раньше фиксировали кратковременные температурные скачки, но нынешний случай, признаются они – особый, поскольку выходит за рамки того, что прогнозировали ученые на основе существующих климатологических моделей.
Так, прошедший год оказался намного теплее, чем ожидалось. Да, ученые прогнозировали, что начало 2024 года будет аномально жарким из-за Эль-Ниньо, но при этом они также ожидали снижения температуры после того, как погодные условия в экваториальной части Тихого океана придут в норму, начиная с июня. Но снижения температуры не произошло. Вместо этого были побиты новые «жаркие» рекорды.
Впрочем, среди климатологов есть оптимисты, настроенные на то, что борьба с загрязнением воздуха приведет к тому, что излишки тепла будут сильнее улетучиваться в космос. Важно лишь, считают они, жестко придерживаться экологических требований, и тогда отмеченный температурный скачок окажется краткосрочным явлением.
В общем, наука оказалась в затруднительном положении. В этой связи у нас нет никаких сомнений, что ученых постараются перекричать политики и экологические активисты, настаивая на более радикальных подходах в борьбе с парниковыми выбросами. Уже сейчас в ведущих мировых СМИ реализуется очередной виток пропагандистской кампании, призванной нагнать на обывателя очередную волну апокалиптических ужасов. Собственно, здесь тоже нет ничего принципиально нового. Всё это мы уже проходили. Есть даже подозрение, что с каждым разом эффективность пропаганды только снижается. И это вполне ожидаемо, особенно если учесть, что угроза ядерной войны переживается теперь куда сильнее, чем угроза глобального потепления.
Константин Шабанов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии