Пока в России отдельные высокопоставленные чиновники обещают (с некоторой задержкой во времени) бурное развитие ВИЭ в нашей стране, в странах коллективного Запада уже просматривается иная тенденция. Похоже на то, что золотой век ветряков и солнечных панелей заканчивается. Первые признаки обозначились несколько лет назад. Правда, апологеты «зеленого курса» до сих пор демонстрируют уверенность в том, что здесь имеют место временные трудности, и даже обвиняют во всем «агрессивную» политику России, из-за чего якобы возникла тяжелая ситуация на энергетическом рынке. Тем не менее, борцов с глобальным потеплением в последнее время настигают не самые радостные новости.
О том, как застопорилось дело с ветряной генерацией в западноевропейских странах, мы уже писали отдельно. Теперь на очереди – США. Как мы знаем, американцы – в отличие от англичан, немцев, датчан или норвежцев – пока еще не продемонстрировали впечатляющих успехов по части строительства офшорных ветропарков. Однако действующий президент Джозеф Байден, публично заявляющий о своей приверженности климатической политике, решил-таки проявить высокую «экологическую сознательность» и поддержать крупные проекты в сфере офшорной ветроэнергетики. Благо на этом поприще у него есть надежные соратники из числа некоторых губернаторов, стремящихся первыми ворваться в «безуглеродную эру». Наибольшее рвение в этом отношении демонстрирую такие штаты, как Калифорния и Нью-Йорк.
Так, штат Нью-Йорк в свое время поставил задачу уже к 2030 году до 70% электрической энергии получать из возобновляемых источников, прежде всего – за счет мощных морских ветряков. Это намерение совпадало с амбициозными планами администрации Байдена по развитию офшорной ветроэнергетики. К 2030 году суммарная мощность ветряков должна составить 30 ГВт. Самое интересное, что таким путем (то есть через развитие «зеленых» энергетических технологий) власти США намеревались дать толчок возрождению американской промышленности (очевидно, в противовес Китаю, занявшему практически монопольное положение в некоторых «зеленых» секторах). Об этих планах заявлялось неоднократно с самых высоких трибун. Поэтому у американских сторонников «зеленого курса» уже сложились самые положительные ожидания на этот счет.
Но, похоже на то, что этим ожиданиям не суждено оправдаться. Совсем недавно стало известно, что «знаковые» ветроэнергетические проекты штата Нью-Йорк, призванные продемонстрировать возможности отрасли, начинают сворачиваться. По мнению демократических изданий, такой шаг наносит серьезный удар по репутации штата как центра нарождающейся «зеленой» индустрии. Согласно официальным сообщениям, не удалось достигнуть соглашения по трем крупным проектам, получившим предварительные контракты еще в октябре 2023 года. Причиной стали технические и коммерческие сложности между победителями объявленных ранее тендеров и их коммерческими партнерами. По начальным условиям конкурса ветропарк должен был состоять из очень мощных турбин по 18 МВт каждая (разработчик и производитель - компания General Electric, уже изрядно вложившаяся в цепочку поставок необходимого оборудования). Именно так планировалось достичь необходимого уровня установленной мощности, способного оправдать капитальные затраты на установку ветряков.
Однако со столь мощной турбиной дела не сложились. Производитель неожиданно отказался от производства ветряков такой мощности. Именно это обстоятельство, отмечают эксперты, послужило главной причиной сворачивания проектов. Дело в том, что использование менее мощных турбин автоматически ведет к увеличению их общего количества, что, в свою очередь, означает незапланированное повышение капитальных затрат. Такой поворот событий, естественно, никак не мог воодушевить инвесторов.
Как мы понимаем, рост капитальных затрат неизбежно приведет к росту цен для конечных потребителей, и участники тендеров попытались разъяснить эти реалии представителям властей. В свете сложившихся обстоятельств они предлагают пересмотреть затраты на реализацию проектов в сторону повышения. Власть пока что стоит на своем, не идя ни на какие пересмотры ранее оговоренных сумм. Эта позиция остается непреклонной, что снижает возможность взаимных уступок и, соответственно, ведет к срыву переговоров.
Печальным следствием указанного прецедента является то, что он автоматически ведет к сворачиванию аналогичных проектов в других штатах. Власти резонно опасаются, что рост тарифов способен дискредитировать «зеленую» энергетику в глазах населения, которое вряд ли увяжет повышение стоимости киловатта с техническим прогрессом. Здесь всё предельно просто и понятно, и политика сдерживания роста тарифов остается непреклонной – со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, попытка удерживать цены путем выделения государственных субсидий вряд ли соответствует логике долгосрочной стратегии. Поэтому власть банально закрывает тему субсидий, что является еще одной причиной срыва переговоров и сворачивания проектов. А ведь проблема не ограничивается одними лишь затратами на «зеленые» генерирующие мощности. С электрическими сетями в США также не все в порядке (что как раз справедливо для «зеленеющего» штата Нью-Йорк, где есть серьезные проблемы с финансовой поддержкой сетевого хозяйства).
Для сторонников «зеленого курса» столь явный провал грандиозных планов по вводу новых «чистых» мощностей стал очередным – и очень громким – тревожным звоночком. Штат Нью-Йорк, подававший такие большие надежды борцам за экологию, свернул – в их понимании - с «правильного» пути развития. Впрочем, они не теряют оптимизма, полагая, что речь идет лишь о временных трудностях. Ставить крест на офшорные ветроэнергетики Нью-Йорка якобы не приходится. Да, графики сдвигаются, но говорить о сворачивании самой «генеральной линии» не приходится. Чтобы выйти из затруднительного положения, кое-кто предлагает совершенно радикальные подходы. Например, махнуть рукой на частный бизнес и развивать «зеленую» энергетическую отрасль вполне себе социалистическими методами. Важно, что и власти штата, и администрация Байдена пересматривать свои приоритеты пока что не намерены. То есть «зеленый курс» еще не сдают в утиль и продолжают судорожно искать новые варианты его реализации.
Тем не менее, как мы уже писали ранее, американский президент неожиданно начал петь оды «мирному атому», рассказывая о революционных прорывах в деле создания атомных реакторов малой мощности. И что характерно, обращение к атомной энергетике осуществляется с всё тех же «зеленых» позиций. То есть «мирный атом» неожиданно «позеленел» в глазах властей. Однако напомним, что и здесь идет не всё гладко, и реализация инновационных проектов также затягивается ввиду явных финансовых затруднений. То есть при переходе к практической реализации проекта вдруг выясняется, что его реальная цена должны быть выше. А это, в свою очередь, означает одно из двух: либо повышение тарифа, либо увеличение государственных субсидий. Получается, что и с «атомными» проектами ситуация во многом напоминает то, что происходит с проектами по офшорной ветроэнергетике. И, наверное, чтобы еще сильнее «облегчить» себе жизнь, американские власти в срочном порядке запретили импорт российского ядерного топлива!
Учитывают ли российские власти эти новые американские реалии при составлении долгосрочных стратегий развития отечественной энергетической отрасли? Как ни печально, но абсолютной уверенности у нас нет. Наблюдая за тем, как отдельные наши руководители оглашают проекты в области ВИЭ с таким видом, будто за последние семь лет в мире совершенно ничего не поменялось, возникает впечатление, что зарубежный опыт пока еще ничему их не научил.
Андрей Колосов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии