“Российские академии наук неэффективно управляли федеральной собственностью” - пресс-релиз под таким заголовком опубликован на сайте Счетной палаты РФ.
Коллегия СП, говорится в сообщении пресс-службы, рассмотрела результаты контрольного мероприятия “Аудит эффективности использования федеральной собственности и имущества государственными академиями наук и подведомственными им организациями”. Проверка, которая охватывала 2010-2012 годы и истекший период 2013 года, выявила, по мнению выступившей на коллегии председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, “серьезные нарушения при использовании имущества Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук”.
Внести ясность насчет “серьезных нарушений” мы попросили руководителя Управления земельно-имущественного комплекса Российской академии наук академика Леопольда Леонтьева.
- Леопольд Игоревич, руководитель Счетной платы отметила, что есть нарушения, которые связаны с регистрацией имущества, с его передачей в аренду, или налицо даже “полное отсутствие регистрации и управления”. Неужели академия действительно такой злостный нарушитель?
- Российская академия наук владеет значительным имущественным комплексом - это земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенные на них здания и сооружения, суда, объекты движимого имущества. Все они подлежат учету в реестре федерального имущества с присвоением уникальных реестровых номеров.
На сегодня общее количество таких объектов – 32 626 единиц, из них земельных участков - 1488, зданий и сооружений – 10 120, помещений - 4299. Научно-исследовательский флот РАН насчитывает 86 судов - среди них и такое крупное судно с подводными аппаратами, как “Академик Мстислав Келдыш”, и небольшие катера и лодки. На ноябрь нынешнего года в реестре учтены более 90% земельных участков. Зданий и сооружений (включая коммуникации и иные сооружения, введенные в эксплуатацию десятки лет назад) учтено более 80%. Мы дали подробные ответы на замечания Счетной палаты. Но проверяющие настаивают: есть задание составить реестр, вы его не выполняете, в результате имущество, не внесенное в реестр, может просто “уплыть”.
- А почему все-таки не все 100% объектов зарегистрированы?
- По многим причинам, зачастую не зависящим от академии. Реестр ведут Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные управления. На первом этапе та или иная организация РАН должна представить в территориальное управление Росимущества по определенному перечню документы. Они вносятся в автоматизированную систему учета федерального имущества (АСУФИ), затем на основании ее базы мы комплектуем пакет документов, подписываем у президента РАН и направляем в Росимущество. Там их рассматривают, согласовывают с Минэкономразвития, Минфином, Минобрнауки и представляют в Департамент науки, высоких технологий и образования Правительства РФ, затем их подписывает председатель правительства, и только после этого объект получает регистрационный номер в реестре.
Процедура эта не только долгая, но и затратная. Например, полное оформление земельного участка площадью 2000 кв. метров обойдется в 100 тысяч 297 рублей, полгектара - в 137 тысяч 218 рублей. Мы посчитали, сколько справок надо собрать для внесения в реестр еще не зарегистрированных объектов и сколько это будет стоить. Оказалось, что понадобится 500 млн рублей! Но в бюджете академии таких денег нет, да и вообще на такие цели у нас деньги не предусмотрены. Кстати, регистрировать федеральную собственность должен собственник, то есть Росимущество, а не академия, которая собственником не является!
В 2011 году мы написали письмо на имя министра финансов Кудрина с просьбой выделить нужную сумму на мероприятия по подготовке технической документации на объекты недвижимости для последующей их регистрации. Но не получили ни копейки. Поскольку нам это дело все-таки поручено, мы стараемся форсировать регистрацию объектов, но часть имущества пока остается не зарегистрированной как федеральная собственность. Стоит отметить, что, по ФЗ №122 о разграничении прав собственности, РАН обязана регистрировать только те объекты, которые вовлекаются в оборот, например, при сдаче в аренду третьим лицам.
К тому же не всегда удается найти необходимые документы. Представьте себе, есть объекты, которые достались академии... от Петра Первого! Где сейчас искать исходные справки? Есть объекты, возведенные в XVII-XVIII веках. В советское время строились институты, заводы, КБ по специальным закрытым постановлениям в целях обороны и безопасности страны - правоустанавливающих документов на них просто нет и, скорее всего, не может быть.
- Председатель Счетной палаты полагает, что какое-то федеральное имущество, не зарегистрированное вовремя, уже потеряно. Это действительно так?
- Проверяющие указали нам на потерю, например, Научно-технологического центра уникального приборостроения РАН в Москве. Якобы отсутствие своевременного оформления прав центра на пять построенных зданий привело к утрате прав на них, а также к незаконному отчуждению части земельного участка. Но формулировка этого заключения весьма странная: “Земельный участок площадью более 9 тысяч кв. метров по фиктивным документам был отчужден Росимуществом в пользу коммерческой организации за 29,7 млн рублей, что составляет 20% от его кадастровой стоимости”. Подчеркну: “отчужден по фиктивным документам Росимуществом”. Почему же отвечать академии? А ведь мы, когда это обнаружили, подали в суд. Четыре суда прошло, во все инстанции обращались, уведомили генерального прокурора. Но подвижек пока в этом деле нет.
- Получается, что академия не просто сохраняет, а еще и сражается за государственное имущество... А какие замечания у Счетной палаты по аренде помещений?
- Вообще право сдавать в аренду помещения РАН предусмотрели законодатели и правительство, чтобы можно было содержать институты. Многие НИИ только так и смогли сохранить академическое имущество. Проверяющие отметили, что оборудование изношено морально и физически более чем на 50%. Так ведь не на что было покупать новое! А многие наши институты представляют собой очень сложные технические объекты с приточной вентиляцией, уникальными установками, оборудованием. Вот на них, а еще на обслуживающий персонал и идут деньги от аренды. Да что там вентиляция - экспериментальный модуль “Марс-500” был построен, запущен и эксплуатировался, в том числе, на арендные деньги! И, замечу, все эти договоры, условия конкурсов, оценочные документы - все они проходили проверку в Росимуществе.
На все замечания Счетной палаты были даны подробные ответы, что РАН будет принимать активное участие в реализации мер, направленных на повышение эффективности использования федеральной собственности и имущества в рамках своих полномочий, но я никак не могу согласиться с замечанием о “недостоверности представленной информации”. Все представленные документы подписывали главные бухгалтеры, директора институтов, они подтверждены сведениями АСУФИ. Что же теперь - подозревать всех подряд?
На столе у Леопольда Леонтьева лежит пухлая папка, в которую собираются документы на перерегистрацию, поскольку имущество с баланса институтов должно перейти в ФАНО, а потом ФАНО... опять переведет его на баланс институтов. И где-то задержалась обещанная бумага на годовой мораторий, в соответствии с которым институтам позволят хотя бы в ближайшее время спокойно работать.
Светлана Крымова
Фото Андрея Моисеева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии