Часть Первая. Инициатива в авральном режиме
Полгода назад мы писали о том, что пандемия неожиданно посодействовала широкому применению онлайн-формата для организации различных работ и проведения мероприятий. Действительно, попав в сложную ситуацию, некоторые руководители неожиданно «вспомнили» о целом ряде тех возможностей, какие нам дают цифровые коммуникации. Заметно выросла популярность разного рода видеоконференций, видео-совещаний и тому подобного. Оказалось, что необязательно перелетать через океан, чтобы пообщаться с деловыми партнерами или обменяться важной информацией с коллегами.
Знаковым событием для нас, новосибирцев, стало проведение в формате онлайн Международного форума «Городские технологии 2020». Точнее, мы видим своего рода «гибридные» варианты мероприятий, где «очное» общение хорошо дополняется общением дистанционным. И самое главное: наконец-то материалы этих мероприятий остаются в Сети, в открытом доступе. Благодаря указанному нововведению мероприятие становится не просто неким «сезонным» явлением, а фактические «получает бессмертие», поскольку важная информация таким путем попадает в глобальную «библиотеку знаний». И это, скажу не без пафоса, реально содействует прогрессу. Первые шаги, конечно, не лишены некоторых недостатков, но совершенно очевидно то, что формат онлайн для подобных вещей получит дальнейшее развитие. И со временем станет нормальным, вполне обычным явлением.
Всё этот так, и здесь процесс уже пошел. Однако в образовательной сфере ситуация выглядит, на первый взгляд, не столь обнадеживающе. Как нас уверяют, в школах и вузах дистанционный формат выявил массу серьезных изъянов, что уже вызвало целый шквал нареканий и со стороны родителей, и со стороны учителей и преподавателей. Как показывают опросы, лишь небольшое количество школьников (не более 15 процентов) способно самостоятельно усвоить уроки в условиях «удаленки». Остальные делают это с помощью родителей или нанятых репетиторов. Учителям также достается на орехи, поскольку далеко не все из них оказались готовыми к столь крутым переменам.
С вузами ситуация не лучше. Если для «лириков» она более-менее сносная, то в отношении «физиков» возникла реальная головоломка. Лабораторные работы, как мы понимаем, в онлайне не выполнишь. Но даже теоретический курс усваивается не очень гладко, что констатируют сами преподаватели.
Короче говоря, проблема есть, и пока еще не совсем понятно, надо ли здесь что-то менять вообще. Во всяком случае, первые неудачи дали критикам «удаленки» серьезные основания для категорического отрицания дистанционного обучения как такового. Дескать, существующая система образования совершенна во всех отношениях, и всякие «интернетные штучки» ничего, кроме вреда, ей не принесут. Представителям власти также придется решать эту головоломку. Вроде бы, цифровые коммуникации должны как-то преображать и улучшать нашу жизнь. Но, с другой стороны, где здесь золотая середина? Как внедрять новую систему, если старая система и в самом деле отработана вековой практикой? Может и впрямь здесь ничего менять не нужно? Но тогда не совсем понятно, как будет приспосабливаться образовательная сфера к цифровым реалиям. Или дистанционный формат и впрямь к ней не применим?
Как ни странно, но противники удаленного обучения совершенно правы, когда говорят о том, что подобный формат никак не совместим с существующей системой образования. Правы они в том смысле, что подобные эксперименты вносят лишь закономерный диссонанс, не прибавляя ничего более совершенного и прогрессивного. Однако это совсем не означает, что цифровые коммуникации не будут задействованы при создании новой системы образования, соответствующей наступающей цифровой эпохе. Парадокс? Ничуть. Здесь все становится на свои места, если мы трезво оценим сущность момента: новые форматы обучения станут «новыми» во всех смыслах. То есть это не будет какая-то эволюция старых форм. Нет, новое будет выстраиваться, что называется, параллельно. И начнется этот процесс не по распоряжению сверху, а по свободной инициативе снизу.
Дело в том, что нынешний переход на дистанционное обучение не содержит в себе никакой эволюции. Просто случилась так, что необходимость заставила прибегнуть к новым средствам, но именно к ним старая система образования совершенно не приспособлена, поскольку отражает жизненные реалии прошлых веков. Отражает буквально во всех деталях. И грубая, поспешная попытка навязать ей онлайн-формат, в самом деле, способна принести вред. Да, в качестве ВРЕМЕННОГО СРЕДСТВА, вызванного нестандартной ситуацией, такой формат здесь терпим. Но именно терпим, и вряд ли мы можем ожидать, что он способен перерасти во что-то более прогрессивное. Увы, пандемические трансформации, стимулирующие внедрение «цифры» в различные области жизни, в нашей системе образования положительно не сработают. И надеяться здесь не то что на повышение эффективности, но даже на ее сохранение, не приходится. Как это ни печально звучит, но у старой системы образования действительно есть некая «генетическая» несовместимость с масштабной цифровизацией. Причем, эта несовместимость сильнее всего выражена именно там, где процесс максимально курируется со стороны государства. Поэтому чиновники из Министерства образования своими циркулярами о переходе на «удаленку» просто рубят сук, на котором эта система держится. Так что нарекания со стороны родителей вполне понятны: в головах их детей, в самом деле, окажется больше разброда и шатаний, нежели знаний.
То же самое, возможно, случится и со студентами, хотя высшее образование – вещь сугубо добровольная, и как говорится, у кого есть желание получить знания, тот их получит. В былые времена, как мы знаем, способные молодые люди заканчивали университеты даже экстерном. Но в данном случае мы затрагиваем особый аспект «удаленки», чего я коснусь ниже.
Чтобы было понятно, по какой траектории на самом деле движется прогресс, приведу такой пример. Давайте вспомним, как происходил переход от парусного флота к пароходам. Ведь было бы нелепо снимать с парусников мачты и устанавливать паровые двигатели. Подобная конструкция вряд ли окажется рациональной. Нормальных пароходов вы таким путем не получите, зато и парусники угробите, поскольку они не проектировались под подобные железные штуковины, дышащие дымом и пламенем. Если хотите получить нормальные пароходы, вам придется их создавать с нуля. То есть это будут принципиально новые корабли, а не переделанные старые (а тем более – переделанные наспех).
Так вот, директивное внедрение «удаленки» в нашу систему образования – это то же самое, как авральная замена мачт паровым двигателем. Возможно, такой корабль и не утонет, но вряд ли стоит рассчитывать на то, что у него появятся какие-то очевидные преимущества. Скорее всего, такой нелепый вариант использования двигателя способен дискредитировать саму идею. Я клоню сейчас к тому, что наша система образования уже достигла пика своей эволюции. Нет, это совсем не означает, что она исчезнет с приходом «цифры». Но и ждать от нее радикальных качественных трансформаций также не приходится, хотя такое положение вещей совсем не означает, что в сфере получения знаний не произойдет никаких перемен. На самом деле новая система зарождается прямо на наших глазах, и она напрямую связана с цифровыми коммуникациями. Только вряд ли нужно связывать ее с официальными институтами, поскольку всё прогрессивное в начале своего зарождения зиждется исключительно на свободной инициативе энтузиастов. «Цифра» дает массу возможностей для получения необходимых знаний. Но этими возможностями воспользуется только тот, для кого знания представляют РЕАЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ. Отметки в зачетке и в аттестате ни имеют к этому никакого отношения.
Олег Носков
Окончание следует
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии