Резкое падение нефтяных цен вызвало некоторое оживление в рядах российских «традиционалистов», ратующих за преимущества ископаемого топлива. Ситуация с нефтью, конечно, их несколько обескуражила, однако дала повод еще раз поговорить о скорой гибели возобновляемой энергетики. «Ну всё, солнечным электростанциям скоро наступит конец!», - примерно в таких выражениях высказался на своей странице в «Фейсбук» один эксперт, являющийся советником Государственной Думы по вопросам экологии (да, советники по экологии в наших законодательных органах выступают против ВИЭ и поддерживают угольную генерацию).
Интересно, что возобновляемую энергетику наши эксперты хоронят уже как минимум шесть лет, хотя реальность из года в год опровергает их пророчества. Не будем сейчас заглядывать слишком далеко, однако нынешний год отчетливо показал, что солнце и ветер начинают «утирать нос» традиционной энергетике. Недавно на сайте BloombergNEF были опубликованы результаты исследований, которые наглядно демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению стоимости «зеленого» электричества. По словам исследователей, фотоэлектрические системы и береговые электростанции являются на сегодняшний день наиболее дешевыми источниками энергии почти для двух третей жителей планеты. Речь, правда, идет о новейших системах, введенных в эксплуатацию относительно недавно. Но как раз этот факт убедительно доказывает прогресс в области возобновляемой энергетики. Исследование основывалось на данных, охватывающих порядка 7000 проектов, реализованных в 47 странах по 25 технологиям, куда входили не только ВИЭ, но также различные виды угольной, газовой и ядерной энергетики.
Уточним, что исследователи оперировали таким показателем, как нормированная стоимость электроэнергии (LCOE), который учитывает совокупность всех расходов в течение жизненного цикла электростанции. Данная методология расчетов имеет свои сложности, поэтому некоторые выводы и утверждения могут рассматриваться в качестве экспертной оценки. И, тем не менее, исследователи уверены в том, что за последнее время ветровая и солнечная энергетика показывают кардинальный рост конкурентоспособности.
По их оценкам, некоторые проекты в области фотоэлектрических систем, профинансированные за последние полгода, в состоянии достичь показателя LCOE на уровне 23-29 американских долларов за Мвт-час. Это означает, полагают эксперты, что новейшие солнечные электростанции бросают вызов всему парку традиционных электростанций, работающих на ископаемом топливе. Такие проекты имеют место в Австралии, Чили, США и Китае.
Кстати, в Китае, который в последнее время уверенно развивает «солнечные» мощности, указанный показатель составляет уже 38 долларов за Мвт-час. Это на 9% меньше, чем во второй половине 2019 года. Показательно, что новые солнечные электростанции в этой стране по уровню эксплуатационных расходов почти сравнялись с угольными станциями (основным своим конкурентом). Причем, китайское правительство теперь сознательно поддерживает конкуренцию технологий в энергетической сфере, проводя политику дерегулирования. Поэтому тенденция к снижению стоимости солнечной электроэнергии является закономерным следствием совершенствования «зеленых» технологий, уверены эксперты. Аналогичную тенденцию показывают и США.
Ветроэнергетика движется в том же направлении, также показывая снижение стоимости. Как отмечается в исследовании, в Бразилии - благодаря снижению ставки кредитования - лучшие проекты в сфере ветроэнергетики в состоянии достичь LCOE в 24 доллара за Мвт-час, что становится самым низким мировым показателем. Крупные проекты в США, Индии и Испании сейчас оцениваются по этому показателю в 26-29 долларов за Мвт-час.
Чтобы понять динамику, отметим, что десять лет назад стоимость электроэнергии в солнечной энергетике была более 300 долларов за Мвт-час, в ветроэнергетике - более 100 долларов за Мвт-час. По прогнозам экспертов, к 2030 году данный показатель опустится ниже 20 долларов за Мвт-час.
Кстати, тенденцию к снижению стоимости демонстрируют и накопители электроэнергии. Показатель LCOE для аккумуляторных батарей упал до 150 долларов за Мвт-час – что уже почти вдвое меньше, чем было еще пару лет назад. Это принципиально важный момент. Как мы знаем, необходимость использования накопителей энергии рассматривалась некоторыми нашими экспертами как самая тяжелая преграда на пути развития возобновляемой энергетики. Дескать, использование накопителей сводит на нет все экономические показатели «зеленых» систем. В этом плане тенденция к удешевлению аккумуляторов – еще один аргумент, подтверждающий общее развитие всего направления.
По мнению исследователей, существенную роль в снижении стоимости «зеленого» электричества сыграло не только совершенствование технологии, но также и масштабирование. Анализ показал, что уже с 2016 года разработчики, готовясь к аукционам, вынуждены были добиваться экономии за счет укрупнения проектов. Увеличение масштабов позволяет сократить расходы на эксплуатацию и обслуживание, а также добиться более выгодных условий при закупке оборудования. Как отмечают исследователи, сегодня в мире средняя мощность наземной ветроэлектростанции удвоилась с 32 мегаватт (в 2016 году) до примерно 73 мегаватт. Увеличивается также и средняя мощность турбин. Солнечные электростанции в наши дни – в сравнении с 2016 годом - мощнее примерно на треть (в среднем - на 27 Мвт).
То же самое справедливо и в отношении накопителей энергии. По оценкам исследователей, средняя мощность запроектированных хранилищ теперь составляет около 30 Мвт-часов. Это в четыре раза больше, чем четыре года назад (всего семь Мвт-часов для среднего проекта). Именно это обстоятельство (плюс – качественные изменения) привело к снижению LCOE в два раза. На сегодняшний день Китай стал страной, где находятся самые дешевые хранилища электроэнергии – на уровне 115 долларов за Мвт-час. Чтобы было понятно: для газовых турбин LCOE за Мвт-час составляет: в США – 99 долларов, в Японии – более 230 долларов, в Китае – 145 долларов. Выходит, что в КНР газовая генерация также начинает проигрывать «зеленой» энергетике.
И напоследок. Разумеется, из-за пандемии ископаемое топливо упало в цене. Но следует ли отсюда, что падение обязательно приведет к увеличению доли традиционных мощностей? Здесь уместно вспомнить один афоризм: «Каменный век закончился не потому, что закончились камни». То же самое касается сейчас и ископаемого топлива: избыточное предложение углеводородов еще не говорит о том, что оно само по себе увеличит спрос. Спрос зависит от многих факторов, и резкое падение цены не сделает нефть привлекательнее для современной экономики. Мы уже не говорим о том, что если спрос восстановится, то цены пойдут вверх, и тогда о преимуществе цены не будет и речи. Думаю, совершенно очевидно, что судьбу ископаемого топлива сегодня решает научно-технический прогресс, а отнюдь не манипуляции со стороны трейдеров и политиков.
Андрей Колосов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии