Деньги – на «ветер»

В одном произведении Герберта Уэллса есть эпизод, где главный герой, попав в Англию будущего, с изумлением наблюдает на побережье огромные ветряки. Писатели-фантасты нередко оказывались хорошими провидцами, и иногда у них это получалось лучше, чем у ученых. В самом деле, еще полвека назад с высоких академических трибун принято было рассуждать о вступлении человечества в атомную эпоху. Однако технический прогресс неожиданно поменял направление, и теперь в некоторых странах ветроэнергетика начинает уверенно опережать «мирный атом».

Два года назад The Guardian сообщила о том, что в Великобритании ветроэнергетика вырвалась на передовые рубежи, обогнав атомную энергетику. За первые три месяца 2018 года с помощью ветряков было произведено больше электроэнергии, чем ее производят восемь атомных электростанций, расположенных в этой стране. Данное событие было воспринято как очень хороший знак со стороны производителей «чистой» энергии. Возникла уверенность в том, что ставка на «зеленые» технологии оправдалась. На указанный момент доля ветра в общем энергетическом балансе страны составила почти 19 процентов. В официальном отчете утверждалось, что ветровая генерация уступает только газу, однако в отдельные моменты за счет ветра удавалось на короткое время удовлетворить почти половину потребностей в электроэнергии. В другой раз, когда две атомные электростанции были временно отключены для планового обслуживания, ветрогенераторы очень хорошо поддержали экономику.

Указанные факты убедили британских экспертов том, что ветроэнергетика способна безостановочно наращивать свою мощь и, в принципе, стать основным источником электроэнергии для этой страны, со всех сторон омываемой морем. Отметим, что Великобритания весьма активно реализует «зеленую» стратегию и в состоянии претендовать на роль лидера в плане радикальной перестройки собственной энергосистемы на новых экологических принципах. Однако для реализации амбициозных планов, как открыто заявляют в руководящих органах, понадобятся многомиллиардные инвестиции. При этом придется серьезно раскошелиться и самому государству, чтобы финансово поддержать инвесторов.

Главная проблема в том, что с 2017 года инвестиции в возобновляемые источники энергии снизились более чем в два раза. Поэтому, чтобы придать новый толчок переходу на «зеленую» энергетику, британское руководство вынуждено было взвалить на свои плечи очень серьезные обязательства.

И вот недавно правительство Великобритании заявило о своих намерениях осуществить дополнительные вложения в дальнейшее развитие данного направления. Речь как раз шла о развитии ветроэнергетики, с которой теперь, как я уже сказал, в этой стране связывают будущее. Так, премьер-министра Борис Джонсон, выступая на конференции Консервативной партии, заявил, что к 2030 году все дома на территории Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии будут получать электроэнергию из возобновляемых источников. Все бытовые электроприборы, подчеркнул он, будут работать на «чистой» энергии, и потому, дескать, люди могут ими пользоваться, не испытывая чувства вины. Именно так – «без чувства вины» («without guilt»)! Иначе говоря, главный мотив эпохальных преобразований все тот же – «спасение» планеты от глобального потепления, якобы вызванного эмиссией углекислого газа.

Для реализации намеченных целей Великобритании необходимо будет вырабатывать за счет оффшорной ветроэнергетики порядка 40 ГВт электроэнергии. Ранее правительство уже брало на себя обязательства довести эту мощность до 30 ГВт. Однако Борис Джонсон пошел еще дальше, установив планку на уровне 40 ГВт. Это решение он связал с политическими выборами, нацеливаясь на победу Консервативной партии. После того, как консерваторы получили победу, это цифра была озвучена официально. Правда, разразившаяся пандемия переключила внимание людей на совсем другие темы, однако в октябре этого года правительство вновь напомнило о своих обещаниях. Хотя, как отмечают наблюдатели, в условиях всемирной борьбы с коронавирусом руководители могли спокойно перенести свои планы на более поздние сроки, ссылаясь на форс-мажор.

Теме не менее, Борис Джонсон подтвердил свои обещания. По его словам, правительство уже готово вложить 160 миллионов фунтов стерлингов (примерно 207 миллионов долларов) в предприятия, которые смогут разработать турбины нового поколения. Он также пообещал развернуть сеть плавучих турбин (floating turbines), способных выработать порядка 1 ГВт электроэнергии к 2030 году. Премьер признался, что правительство Великобритании ставит перед собой амбициозные планы в отношении развития ветроэнергетики, и отрасль готова к тому, чтобы ответить на новые вызовы.

Однако аналитики пока что сдержанны в своих оценках. В настоящее время установленная мощность ветрогенераторов составляет 10 ГВт. Чтобы довести ее до обещанных 40 ГВт, потребуется за последующее десятилетие установить не одну сотню турбин. При этом объемы капитальных вложений оцениваются на уровне 50 миллиардов фунтов стерлингов. Получится ли за отведенные десять лет привлечь такие инвестиции, пока непонятно. Скорее всего, выступление Бориса Джонсона призвано было взбудоражить общественность, указав перечень возможных мероприятий на пути к «чистой» энергии. Великобритания, как и ряд ведущих стран Евросоюза, также намерена войти к 2050 году в «безуглеродное» будущее.

Впрочем, есть надежды на то, что инвесторы, вкладывающие деньги в развитие оффшорной ветроэнергетики, способны обходиться без государственной поддержки. Не так давно такая информация поступила из Нидерландов. Сообщалось, что в этой стране начали  строить первые в мире морские ветроэлектростанции, не используя государственных субсидий. Теперь отрасль начинает развиваться по рыночным законам, а высокая конкуренция способствует тому, что ветроэнергетика становится все более и более доступной. К 2022 году планируется запустить две таких электростанции. Выработанное электричество станет продаваться на открытом рынке, конкурируя там с энергией, произведенной традиционным способом. Новые электростанции будут расположены в 14 милях от побережья Нидерландов, занимая площадь 137 квадратных миль. Произведенной энергии хватит на то, чтобы снабдить ею 1,5 миллиона домов.

Впрочем, нельзя сказать, что столь масштабные проекты способны развиваться без государственного участия. Даже если сами ветряки устанавливаются без государственной финансовой поддержки, государство в любом случае взваливает на себя некоторые обязательства, связанные с доставкой электроэнергии до потребителей.

Мы не можем сказать, чем закончится в Европе этот эпический переход на возобновляемые источники энергии. Пока всё складывается гладко. Даже очень гладко, но именно это и смущает, поскольку, как показывает опыт, быстрые успехи способны сильно вскружить голову. Собственно, именно это сейчас и происходит в европейских государствах. Избыточное рвение (вспомним еще раз о планах Джонсона насчет 40 ГВт) в данном случае может запросто вступить в противоречие со здравым смыслом.

Андрей Колосов