Сотрясание воздуха

Помните риторический вопрос, заданный президентом РФ Владимиром Путиным на выставке «Иннопом-2019»: «Комфортно ли людям будет жить на планете, уставленной частоколом ветряков?». Глава государства зачем-то воспроизвел в отношении ВИЭ все те негативные тезисы, которые у нас в стране фанатично распространяют сторонники ископаемого топлива. Удивляться не приходится – Россия очень сильно зависит от поставок углеводородного сырья, и потому политика декарбонизации воспринимается нашими властями как явная угроза отечественной экономики.

Однако надо сказать, что противники ВИЭ есть и на Западе. Собственно, «ветер дует» как раз оттуда. Все эти разговоры о гибнущих птицах, о страшных вибрациях, из-за которых черви вылезают из земли, о нежелании людей жить по соседству с ветряками зарождаются отнюдь не в России (да и с чего бы?). В нашей стране, скорее всего, эти панические высказывания находят благодарную аудиторию, с подозрением относящуюся ко всему новому и непривычному. Наши СМИ подхватывают «жареную» тему, внушая читателям образы надвигающегося кошмара в лице тех же ветряков. Например, в качестве твердо установленной истины распространяется утверждение насчет негативного воздействия инфразвука, производимого лопастями ветрогенераторов. Об этом у нас делали заявления весьма авторитетные личности, представляющие академическую науку. Правда, за скобками оставался один серьезный вопрос: проводилось ли в нашей стране какое-либо специальное исследование на этот счет? Иначе совсем непонятно, на чем базируется уверенность российских экспертов относительного вредного воздействия ветряков.

Впрочем, мой вопрос может показаться риторическим, поскольку в нашей стране нет подходящего объекта для подобных исследований – ветровая генерация в России пока что настолько мала, что говорить о ее вредном влиянии на людей и природу преждевременно. Зато такие исследования проводили и проводят в тех странах, где возобновляемая энергетика играет далеко не символическую роль.

Так, несколько лет назад эту проблему подробно разобрали австралийские эксперты, представив результаты исследований в довольно объемном отчете. Как указано в тексте, замеры производились в течение одной недели в семи местах, принадлежащих городским районам, и в четырех местах сельской местности. Расстояние от ветряков составляло полтора километра. Замеры показали следующее.

Для городских районов уровень инфразвука составлял 60 – 70 дБ, что вообще характерно для городской среды. Днем он был выше на 5 – 10 дБ, чем в ночное время. Как отмечается в отчете, основной вклад в генерирование шума был со стороны повседневной деятельности людей. В помещениях (имелись в виду офисы) главным источником низкочастотных колебаний оказались системы кондиционирования воздуха.

Что касается сельской местности, то здесь уровни инфразвука внутри домов и под открытым небом практически не отличались. Показательно и то, что в домах, находящихся поблизости от ветряных турбин, уровень шума был таким же, что и в домах, находящихся далеко от ветрогенераторов. Специальное отключение ветряков не внесло каких-либо заметных изменений в показания приборов. Отсюда исследователи пришли к выводу, что ветряные турбины не влияют на увеличение уровня инфразвука в домах, расположенных от них на указанном расстоянии (1,5 километра).

Разумеется, ветряк генерирует низкочастотные колебания. Но вопрос в том, насколько это фатально для людей, живущих поблизости. Как мы понимаем, никто не предлагает строить жилые дома прямо под ветряками. Проблема, прежде всего, касается соблюдения санитарных норм. Ведь если с таким же пристрастием относиться к тепловым станциям, то здесь можно будет составить куда более внушительный список претензий.

Очевидно, чтобы погасить панические слухи насчет воздействия инфразвука, в Германии также были опубликованы результаты соответствующих исследований, где утверждается, что заявления насчет вредного воздействия инфразвука, генерируемого ветряками, не имеет строгого научного обоснования. Были и другие исследования на эту тему, где утверждалось, что на расстоянии более 480 метров от генератора уровень исходящих от него низкочастотных колебаний становится ниже порога восприятия.  Следовательно, соблюдение утвержденных санитарных норм вполне надежно защищает людей от неблагоприятного воздействия шума и инфразвука. Можно также сослаться и на аналогичное канадское исследование, которое также не подтвердило расхожих опасений. В частности, в нем отмечалось, что уровни инфразвука, генерируемого ветряными турбинами, оказались ниже фоновых значений.

Наконец, в этом году были опубликованы результаты исследования, проведенного по заказу Министерства социального обеспечения и здравоохранения Финляндии. Как и в случае с предыдущими исследованиями, поводом послужили обращения со стороны людей, проживающих неподалеку от ветропарков. Как очень часто происходит в таких случаях, те или иные недомогания люди склонны приписывать влиянию инфразвука, генерируемого ветряками. Полные результаты этого исследования пока еще не опубликованы. В то же время на данном этапе выявлен красноречивый факт: те жители, которые жаловались на воздействие инфразвука (и якобы обнаруживали соответствующие симптомы), в ходе эксперимента демонстрировали точно такую же реакцию на низкочастотные колебания, как и те, кто не испытывал никаких симптомов и не высказывал никаких жалоб. Иначе говоря, объективно влияние шума на тех и других было совершенно одинаковым и в реальности не оказывало на людей никакого негативного воздействия. Отсюда напрашивается вывод, что жалобы на инфразвук навеяны, скорее всего, самовнушением, то есть имеют субъективный источник.

Естественно, мы еще не можем ставить точку в этом вопросе. Однако стоит обратить внимание на то, что именно сейчас собирается объективная информация на этот счет, которая появляется в ходе специальных научных исследований. Возможно, говорить об абсолютной безвредности ветряков безосновательно. Но точно так же безосновательно с ходу заявлять об их безусловной опасности. Подчеркиваю, что научные исследования проводятся, и картина станет окончательно ясной со временем. Мало того, на основе таких исследований будут пересмотрены санитарные нормы, а также появятся соответствующие требования к производителям ветряных турбин. Ну а до тех пор, на мой взгляд, разумнее всего будет воздержаться от категоричных заявлений, невзирая на академические статусы и регалии.

Андрей Колосов