Тема развития медицины и системы здравоохранения занимает одно из ключевых мест в повестке VII Международного форума технологического развития «Технопром – 2019». Этим вопросам было посвящено сразу несколько секций в программе форума. В работе одной из них – «Инновации в медицине: современные этапы становления и развития» – принял участие руководитель НИИ экспериментальной и клинической лимфологии (филиал ФИЦ ИЦиГ СО РАН), д.м.н. Андрей Летягин. Мы попросили его рассказать, о чём шла речь на секции, по какому пути идет развитие медицинских инноваций в стране и мире, и какие барьеры мешают этому процессу.
– Участники секции сошлись во мнении, что инновационное развитие системы отечественного здравоохранения сегодня является объективной необходимостью. Обеспечение достойного качества жизни граждан, сохранение их здоровья – это та государственная задача, которую не решить без помощи со стороны науки, причем, как раз, в аспекте разработки и внедрения новых, более эффективных медицинских технологий. Это, скажем так, стратегическая задача. Но на пути к ее решению приходится сталкиваться с разного рода препятствиями. Причем, самого различного характера – это юридические тонкости, организационные и финансовые моменты. Но эти барьеры возникают уже на стадии внедрения нового лекарства, технологии, метода. А начинается все с выбора пути, по которому надо идти.
– А там какие сложности поджидают разработчиков?
– Сложность первая: каким образом, основываясь на предыдущих достижениях науки, создать что-то новое, да еще в условиях ограниченных ресурсов и жесткой мировой конкуренции. Заново «изобретать велосипед», повторяя уже пройденный кем-то путь - плохое решение, поскольку мировое научное сообщество, частью которого является и наша медицинская наука, крайне негативно относится к прямым заимствованиям чьих-то работ. Если же изобретать что-то оригинальное, то сразу сталкиваешься с консерватизмом медицинского сообщества, которое очень настороженно относится к новациям. В принципе, это правильно, поскольку речь идет о жизнях и здоровье пациентов, и не все последствия инновационного лечения могут быть видны в краткосрочной перспективе. Но для самих разработчиков это становится довольно серьезным барьером на пути к внедрению их инновационных решений.
– Говорили на секции о, скажем так, стратегических направлениях развития медицинских инноваций?
– Да, эта тема звучала. По большому счету, таких направлений два. Первое будет интересно молодой части нашего общества. Это относительно здоровые люди, среди которых набирают популярность использование различных медицинских девайсов для дистанционного функционального контроля; биохакинг, который является некой квинтэссенцией систем здорового образа жизни; фитнес-тренажеры, биодобавки и т.п.. Это направление достаточно быстро развивается и оно, в первую очередь, интересно бизнес-сообществу. Поскольку эти инновации приносят очевидную прибыль, они, безусловно, могут быть интересны для инвестиций, в том числе – в рамках частно-государственного партнерства. Некоторые такие разработки были представлены и на этой секции. Но даже самые продвинутые девайсы и системы биохакинга могут лишь замедлить процесс старения организма, но не предотвратить его.
При этом важно помнить, что люди умирают не от старости, а от различных заболеваний, которые сопровождают процесс старения. И второе направление инноваций, как раз, связано с лечением пациентов старшего возраста. Стареем мы все, и в силу этого все когда-либо начинаем нуждаться в качественной медицинской помощи. Но ситуация с инвестициями здесь качественно отличается, поскольку уровень дохода у людей разный, а при заболевании финансовое положение человека обычно прогрессивно ухудшается, и обеспечение лечебного процесса неизбежно становится задачей государства.
При этом технологии пересадки органов, противораковой терапии, установка сердечных клапанов, сосудистых стентов и искусственных суставов, как и лечение осложненных вариантов хронических заболеваний по стоимости весьма существенны. Решение каждой из них потребует огромных финансовых и материальных ресурсов. Поэтому очень важно, чтобы они были потрачены эффективно. В силу этого, скорость и эффективность процесса внедрения инноваций на этом направлении больше зависит не от рыночной конъюнктуры (как в первом случае), а от компетентности административного персонала – сотрудников федерального и регионарных министерств здравоохранения, главных врачей больниц, директоров медико-биологических НИИ, ректоров медицинских институтов и др. Если они компетентны в биомедицинских и биотехнологических инновациях, внедрение которых они администрируют, то это способствует внедрению инноваций, а если нет, то тогда, вольно или невольно, процесс стагнируется. Поэтому обеспечение достаточного уровня профессионализма – одна из задач инновационного развития отечественной системы здравоохранения. Ну и конечно, инновации начинаются с больших чисто научно-медицинских задач, таких как создание новых эффективных методов лечения в онкологии, диабетологии и при других социально значимых заболеваниях. Здесь не обойтись без помощи медико-биологической науки, в том числе – структур РАН, как в разработке инноваций, так и в их экспертной оценке перед внедрением.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии