Когда мы говорим о палеогенетике, прежде всего вспоминаются исследования в области антропогенеза, находки в Денисовой пещере и т.п. Но эта научная дисциплина занимается и более поздними периодами истории человечества. Например, скифами и другими кочевыми народами эпох «великих переселений народов». И в этой области ученых ждут не менее интересные открытия. Тем более, что в отличие от неандертальцев или тех же денисовцев, ученые могут оперировать в изучении ранних кочевников большим объемом археологических находок и даже письменными источниками античных авторов. О некоторых результатах этой работы рассказал в своей публичной лекции руководитель сектора молекулярной палеогенетики ФИЦ ИЦиГ СО РАН, к.б.н. Александр Пилипенко.
Скифы, в понимании древних греков, были племенем «воинов-всадников», живущие по законам ярко выраженного патриархата. Из всех занятий, по словам Геродота, скифы считали достойным только войну и набеги на соседние племена, а прочие виды работ поручали захваченным в ходе этих набегов рабам или женщинам. К слову, скифы были также добросовестными поставщиками «живого товара» на невольничьи рынки античных полисов.
Насколько изменилась эта, довольно схематичная картина скифского мира благодаря современным научным данным? Для начала, Александр Пилипенко предложил определить его границы. А это сделать не так просто, как может показаться.
Греки описывали, прежде всего, Малую Скифию - степи между нижним течением Дуная и Дона, включая север Крыма и часть Северного Причерноморья. Согласно Геродоту, господствующими здесь были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, они же населяли Крым. Западнее жили скифы-кочевники, и, на левобережье Днепра – скифы-земледельцы. Правобережье Днепра заселили каллипиды, или эллино-скифы (возле города Ольвия), а севернее их - алазоны и скифы-пахари. Восточнее, от Дона и практически до Сибири располагалась огромная Большая (или Азиатская) Скифия, о которой античные авторы знали гораздо меньше, и ее описание у того же Геродота изобилует неправдоподобными легендами. А речь идет об огромной территории: согласно современным представлениям, ее восточный и западный «полюса» разделяет одиннадцать тысяч километров.
Если же говорить о временных рамках скифской истории, то сегодня наука определяет их от 9 в. до н.э. до первых веков н.э. Впрочем, эти границы заметно меняются в зависимости от региона, где-то последовавшее гунно-сарматское переселение буквально смело скифов, растворив их в себе, а где-то они продолжали жить еще длительное время.
– В целом, на исторические данные про скифов надо делать большую скидку, они записывались не самими свидетелями тех или иных событий, а с чьих-то слов, да еще и часто искажались, в соответствии с конъюнктурой или взглядами автора, - отметил докладчик.
В определенной степени, картину дополняют лингвистические исследования. Скифские языки относят к восточно-иранской подгруппе. Но и их, в свою очередь делят на аланские (скифо-сарматские) и сакские (скифо-хотанские) языки. Причем, сохранились и современные носители этих языков. Это осетины, которые считают себя прямыми потомками алан – одной из групп скифских племен, а их язык развился на основе одного из скифских наречий. На востоке некоторые памирские и пуштунские языки также имеют явное скифское происхождение, равно как и сами их носители. Так что, нельзя сказать, что скифы полностью ушли с арены мировой истории.
Понятно, что за минувшие тысячелетия культура этих народов изменилась очень сильно и восстановить на ее основе тот скифский мир практически невозможно. К счастью, эта эпоха оставила археологам большой объем памятников материальной культуры, которые на протяжении десятилетий являются объектами интенсивного изучения и главным источником более или менее достоверной информации о скифах, их истории, образе жизни и, конечно же, происхождении (что и является главным интересом палеогенетики).
Но было бы неправильным считать, что, благодаря обилию археологического материала, изучение скифов стало относительно простым делом. Во-первых, существует проблема соотнесения древних племен и археологических культур в рамках скифо-сибирского мира. Причем, чем дальше на восток, тем актуальнее она становится. Если аланы, саки и сарматы – это самоназвания скифских племен, то с населением Южной Сибири дело обстоит иначе. Пазарыкская, тагарская, саргатская и прочие археологические культуры этой территории получили свои названия от современных археологов, народы, которые их оставили назывались иначе.
– И теперь нам надо достоверно соотнести названия здешних народов, которые есть, допустим, в китайских летописях, но без указания точных границ обитания с названиями культур, привязанными к современным топонимам, - продолжил Александр Пилипенко.
Как отметил он, до сих пор эту задачу назвать решенной нельзя.
Все эти разнообразные племена принято объединять в единое целое на основе т.н. «скифской триады» - оружие скифского типа, определенный вид конской упряжи и искусство скифо-сибирского звериного стиля. Именно эти предметы материальной культуры совпадают у них (несмотря на тысячекилометровые расстояния) в очень высокой степени. Главным источником таких находок являются многочисленные скифские погребения, они же «снабжают» ученых скелетами самих скифов.
И в этом отношении наиболее важными оказались погребения, обнаруженные в Сибири, хоть это и восточная периферия скифского мира. Поскольку именно в них (в силу климатических особенностей) погребенные сохранились лучше всего (а значит, есть больше материала для реконструкции облика скифов и генетического анализа). Это, в свою очередь, позволяет изучить историю их этногенеза.
На сегодня гипотезы происхождения скифов условно делятся на две группы. Первая, т.н. автохтонная, наиболее подробно была обоснована известным археологом Борисом Граковым. Он считал, что прямыми предками скифов являлись племена срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья. Проникновение это было очень медленным и длительным (с середины II тыс. до н. э.), а упомянутая Геродотом миграция скифов «из Азии» лишь последняя из его волн. Мигранты-«срубники» встретились в степях Причерноморья с более ранними переселенцами из тех же областей, и на основе слияния этих родственных друг другу групп и сформировались скифы. При этом, искусство скифов (звериный стиль) и некоторые формы их оружия Граков считал привнесёнными откуда-то извне.
Иначе подходит к решению данной проблемы признанный лидер группы учёных, отстаивающих правомерность так называемой центральноазиатской гипотезы, Алексей Тереножкин. По его мнению, между населением Северного Причерноморья доскифского и скифского времени не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы пришли из глубин Азии в VII в. до н.э., считал он. В определенной степени эту версию подтверждает то, что самые древние (по результатам радиоуглеродного датирования) захоронения скифов обнаружены на территории Тувы.
Такой разброс мнений говорит о том, что происхождение ранних кочевников скифской эпохи остается под большим вопросом. Что и делает актуальным палеогенетические исследования.
– Культура может распространятся при помощи разных механизмов, - отметил Александр Пилипенко. – Если это была миграция, то должны остаться и генетические следы, которые, внесут ясность и в происхождение скифов Причерноморья, к кому они ближе – к племенам, населявшим эти земли до их прихода или к населению Тувы и Алтая, которое также относят к скифской культуре.
Эту работу в настоящее время ведет несколько научных групп, одну из них составляют сотрудники сектора молекулярной палеогенетики ИЦиГ. В настоящее время они исследуют более 1000 образцов от носителей археологических культур, относящихся к скифским, преимущественно – сибирских.
На первом этапе, работая совместно с немецкими коллегами (которые располагали аналогичными материалами с западных границ расселения скифов), они сопоставили митохондриальные ДНК и несколько геномов обитателей восточного и западного «полюсов» скифского мира.
Ученым удалось обнаружить значительное сходство генотипа у обеих групп, но оно заключается, в первую очередь, в общем, западно-евразийском происхождении этих племен. Но никаких свидетельств значительно миграции населения с запада в Сибирь именно в это время не обнаружено. Зато есть следы миграций, происходивших намного раньше, причем, как раз с той территории, где могли бы сформироваться и сарматы, и другие западные племена скифов.
Поэтому была выдвинут мультирегиональный сценарий происхождения западных и восточных групп скифов: независимое происхождение на основе общего генетического материала с включением специфичных региональных компонентов. Миграции же происходили в два этапа, сначала, за две тысячи лет до начала формирования скифов, племена ямной культуры с территории Восточной Европы двинулись на восток, оставив на территории Горного Алтая и Хакассии уже афанасьевскую культуру (что подтверждено данными антропологии, археологии и генетики).
Тысячу лет спустя в эти же земли с юго-запада приходят носители андроновской культуры, которые вскоре смешиваются с пришедшими ранее «ямниками», где-то сильно (Барабинская лесостепь), а где-то весьма незначительно (Хакассия).
А затем, в начале первого тысячелетия до н.э. постепенно начинается второй этап миграций, уже в обратном направлении, с востока на запад – предвестник Великого переселения народов. Эти миграции «вернули» генетические элементы из Сибири обратно, в Восточную Европу, правда, уже изрядно смешанные с генофондом других племен, обитавших на территории между Тувой и Черноморьем. Результатом это сложной генетической «мешанины» и стали, в частности, племена западной Малой Скифии. Так что, знаменитые строки Блока «Да, азиаты – мы, С раскосыми и жадными очами!» можно считать верным лишь отчасти. Ведь корни скифов уходят к народам, ранее ушедшим в сторону Азии со вполне себе европейских территорий.
Сергей Исаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии