Вопрос происхождения и эволюции человечества волнует людей так давно, что сегодня и не узнать, кто первым его задал. На протяжении тысячелетий свои варианты ответа на него предлагали мировые религии, а пару столетий назад к этому процессу подключилась и наука. Опираясь на дарвиновское учение об эволюции и ряд археологических находок, ученые прошлого века сформировали т.н. «африканскую гипотезу происхождения», которая и на сегодня остается главной. Правда, ряд новых находок и исследований заставили антропологов отказаться от простой последовательности «питекантроп – неандерталец – кроманьонец» и признать, что эволюция Homo sapiens была намного более сложной, не всегда шла прямо и имела свои тупиковые ветви.
Очередная публичная лекция в ИЦиГ, прочитанная руководителем межинститутского сектора палеогенетики к.б.н. Александром Пилипенко была посвящена как раз самым свежим новостям из области изучения антропогенеза. А новостей хватает, как отметил сам докладчик, что позволяет делать подобные обзоры практически ежегодно. А для тех, кто пропустил предыдущие его лекции, в начале Александр Сергеевич кратко напомнил их содержание.
Если вкратце, то эволюция человека не шла линейно, было много промежуточных форм и ответвлений, причем, происходило все большей частью на Африканском континенте и прилегающих регионах. Но появлению человека современного предшествовало два больших исхода из Африки его предков: первый раз более миллиона лет назад – в восточноазиатском направлении, а во второй – примерно полмиллиона лет спустя, когда миграционные потоки охватили не только Азию, но и Европу.
– Обе волны были представлены видом Homo erectus, а Homo sapiens появился спустя еще несколько сотен тысяч лет и тоже – где-то на африканской земле, - подчеркнул докладчик.
И напомнил информацию из прошлогоднего обзора: изучение, включая новые методы датировки и генетический анализ, найденных в Марокко костей позволили перенести предполагаемую дату появления человека современного с примерно 260-го тысячелетия до н.э. еще на девяносто тысяч лет назад, как минимум.
Серьезные коррективы в картину антропогенеза внесло открытие гибридизации Homo sapiens c неандертальцами. Анализ генома найденных костей показал, что произошло это до дивергенции основных групп населения Евразии. По оценкам ученых, «вклад» неандертальцев составляет 1-3 % генома современного человека. Свою лепту внес и «денисовский человек», чьи останки были найдены на Алтае в конце прошлого века экспедицией новосибирских археологов. Интересно, что «следы» денисовца отмечены, преимущественно, в геноме жителей Юго-Восточной Азии, Меланезии и аборигенов Австралии.
Но все это не отменяет факта, что основной генетический материал дали мигранты с территории Африки, поэтому «африканская гипотеза» остается главной. Правда, в нее периодически вносятся некоторые корректировки, в связи с новыми находками или данными, полученными на основе ранее найденных материалов. Ряд самых свежих результатов Александр Сергеевич озвучил во второй части своей лекции.
Одна из находок была сделана на территории уже хорошо известного ученым памятника эпохи палеолита в Израиле – Misliya Cave, но новые кости намного древнее (их возраст оценивают в 180 тысяч лет), что значительно сдвигает назад границу начала миграции предков современного человека из Африки на Ближний Восток.
Еще более интересные находки были сделаны на территории Китая: останки ранних анатомически современных людей возрастом 80 – 120 тысяч лет. Причем, в относительно немалых количествах, что заставляет серьезно пересмотреть временные границы третей волны миграции в рамках антропогенеза и заселения человеком Ойкумены.
Впрочем, усложняется не только хронология процесса. Свежие результаты показывают, что популяция денисовцев не была генетически однородной, в их популяции существовало две близких, но не идентичных группы, каждая из которых внесла свой вклад в геном современного человека. Причем, в геноме населения Меланезии находят следы только одного типа денисовцев, а у жителей того же Тибета – обоих.
Эти же данные заставили ученых по-новому взглянуть и на историю самих денисовцев, возможно, правильно будет делить их не на южную и северную группу, а на ранних и поздних денисовцев. Что опять же коррелирует с новой «хронологией» миграции Homo sapiens.
Вообще, многие результаты последней пары лет, так или иначе связаны с находками в Денисовской пещере. Что вполне логично. С одной стороны, этот памятник вызывает большой интерес у научного сообщества (поскольку является фактически единственным подтвержденным памятником данного вида предков человека). А с другой, дает возможность изучать их популяцию в развитии, ведь, согласно последним датировкам находок, денисовцы присутствовали в пещере (не проживали беспрерывно, а именно – посещали) на протяжении почти ста тысяч лет.
В частности, был обнаружен фрагмент теменной кости. Учитывая, что раньше находили только фалангу детского пальца и зубы, новая находка позволит ученым продвинуться в воссоздании внешнего облика денисовца.
Другая важная находка – фрагменты костей неандертальцев (согласно генетическому анализу), найденные в Денисовой пещере и по возрасту сопоставимую с находками денисовцев. Надо сказать, что кости неандертальцев находили в пещере и ранее. Это естественно поставило вопрос – каков был характер взаимоотношений между двумя разными популяциями, которые, по всей видимости, обитали некоторое время по соседству друг с другом. Поначалу предполагали, что это взаимодействие вряд ли имело дружественный характер.
Но с новой косточкой оказалось не все так просто. Секвенирование генома показало, что она принадлежит дочери неандертальца и денисовца. Причем ее мать-неандерталка генетически ближе к европейскому типу, чем к тем неандертальцам, кости которых ранее находили на Алтае (судя по датировке, жившие там немного ранее). Эти данные открывают широкий простор для разного рода гипотез, связанных как с миграциями различных групп предков человека, так и со сценариями их взаимодействия. Но само наличие гибридизации между этими группами получило солидное подтверждение.
Ряд новых результатов стало возможным получить благодаря внедрению новых методов датирования, так что, в этом отношении, Денисову пещеру можно считать еще и всемирным полигоном высоких археологических технологий. В частности, этими методами произвели новую датировку найденных в пещере украшений с просверленными отверстиями и иглы (которые считаются древнейшими в мире). Но разрешить до конца вопрос, кто их сделал: последние поколения денисовцев, посещавших в пещеру или же – первые поколения древних Homo sapiens, пришедших на эту территорию чуть позже – так и не удалось. Видимо, ответ на него найдут археологи будущего.
Вообще, несмотря на то, что в вопросе происхождения и эволюции древнего человека наука продвинулась значительно вперед, все это привело, скорее, к пониманию, что картина получается намного сложнее и богаче событиями, чем считали ведущие антропологи еще несколько десятилетий назад.
А значит, нас ждет еще немало увлекательных научных новостей из этой области.
Сергей Исаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии