Дракон – самый загадочный и самый впечатляющий персонаж мифологии и фольклора. Столь же загадочно и происхождение этого образа. Размышляя о нем, невольно задаешься вопросом: соответствовало ли дракону какое-либо реальное, физическое существо? Либо это всего лишь некая умозрительная конструкция, плод воображения, обычная аллегория или метафора?
Если брать научную литературу, то мнения ученых, как указывал в свое время знаменитый фольклорист Владимир Пропп, также разделились надвое. Одни решают вопрос, так сказать, натуралистически, другие – символически. «Натуралисты» вполне допускают существование у дракона физического прототипа в виде окаменевших костей динозавров и других допотопных существ. На их взгляд, в древности люди часто наталкивались на скопления всевозможных останков, что в итоге вызвало к жизни образы фантастических монстров, в которых так или иначе просматриваются черты реально существовавших животных. Есть и более романтические версии, распространенные в основном в научно-популярной литературе. Здесь мифических чудовищ пытаются отождествить с живыми динозаврами, чудом сохранившимися до наших времен. «Символисты» же напрочь отрицают подобные аналогии. Дракон для них – либо персонификация природных явлений, либо фантастическое отображение неких вполне реальных социальных процессов. Отдельно можно упомянуть точку зрения психоаналитиков, тесно увязывающих образ дракона (как и иных чудовищ) с определенными психическими комплексами (по Юнгу, например, это есть персонификация «ужасной матери»).
Имеется ли вообще сколько-нибудь серьезное противоречие между двумя подходами к трактовке образа дракона? Нельзя ли допустить, что символический аспект ничуть не исключает натуралистического? Любой человек, мало-мальски знакомый с мифологией, прекрасно знает, что даже хорошо известные животные, вроде волка, коня, орла, собаки или медведя, могут предстать там в самом что ни на есть фантастическом обличье, имея мало общего со своими реальными прототипами. Почему бы нечто подобное не признать и за драконом, если чисто фантастический облик мифологического существа совсем не исключает его натурального, физического аналога? А может, мифический дракон вполне соответствовал реальному животному, подобно тому, как мифический волк или конь соответствуют реальным волкам и коням.
Если искать реальные «прототипы» дракона, то динозавры напрашиваются на эру роль в первую очередь. Дракон известен, прежде всего, как существо, обладающее особым комбинированным строением, где совмещаются части тел различных животных.
Чаще всего дракон – это крылатый змей, то есть чудовище, сочетающее в себе признаки рептилии и птицы. Именно в таком виде он обычно и изображается: покрытое чешуей туловище, длинный хвост, крокодилья или змеиная голова, лапы с птичьими когтями и птичьи крылья. Сочетание змеиных и птичьих черт считается каноническим. Правда, довольно часто встречаются и бескрылые драконы (прежде всего морские). Тем не менее, определенные птичьи атрибуты (в виде крыльев, клюва или когтей) – довольно распространенный признак. Иногда в состав драконьего образа могут входить и элементы других животных: рыбы, льва, пантеры, оленя, лошади, волка, козла, летучей мыши и т.д.
В зависимости от места и эпохи драконов изображали по-разному. В древнем Китае, где это существо называлось «лун» (или «лонг»), его описывали так: «Голова как у верблюда, рога как у оленя, глаза как у зайца, уши как у коровы, шея как у змеи, живот как у морского зверя, чешуя как у карпа, когти как у ястреба, лапы как у тигра...». При этом дракон имеет крылья, летает по небу, либо плавает по воде. В своем развитии он, согласно описаниям китайских ученых, проходит довольно сложную эволюцию – от рыбообразного водного существа до крылатой змееподобной твари. На китайских орнаментах дракон имеет длинное извивающееся змеиное тело, четыре небольших лапы с птичьими когтями, крохотные крылья и голову с ужасающей зубастой пастью и развевающейся гривой. Для китайцев этот образ считается каноническим, хотя они выделяли несколько типов драконов, имеющих незначительные отличия.
В Средневековой Европе дракон обычно изображался в виде огнедышащего рогатого создания с крыльями летучей мыши, орлиными когтями, чешуйчатым телом и змеиным колючим хвостом. Подобно китайцам, европейцы создали свою классификацию драконов, делая акцент на их анатомическом строении и месте обитания. В частности, выделялись крылатые безногие драконы, крылатые двуногие, крылатые четвероногие (самые страшные), двуногие бескрылые и безногие. Помимо этого, драконы делились на пещерных, горных, водных и болотных. Характерное гибридное строение имело большинство из них. Змеиные черты в виде длинной чешуйчатой шеи и хвоста, как правило, доминировали. Лапы же всегда имели ярко выраженный птичий характер. Голова – змеиная, звериная или крокодилья, всегда с какими-то странными наростами вроде гривы, рогов, усов или ушей. Крылья чаще всего перепончатые, как у летучей мыши.
Некоторые средневековые художники представляли дракона с львиными лапами, пышной гривой на голове, заостренными звериными ушами и раздвоенным змеиным языком. На порталах собора Парижской Богоматери драконы имеют птичьи крылья и лапы, змеиный хвост и странную голову с ушами хищного зверя и змеиной пастью.
У народов Ближнего Востока (например, у древних египтян или средневековых иранцев) драконы имели много звериных черт. Часто это комбинация змеи и пантеры (или льва). Но при этом могут присутствовать и крылья. Знаменитые «сирруши» с вавилонских ворот богини Иштар представляют собой существ со звериными ногами, хвостом и телом (правда, покрытым чешуей), шеей и головой змеи, и птичьими когтями на задних лапах. К тому же они украшены рогом и неким подобием гривы.
А как же выглядели динозавры? Сошлемся на данные современной палеонтологии. Динозавры во многих отношениях были довольно необычными существами. Кроме того, добрая их часть имела гибридные черты, совмещая некоторые признаки... птиц! Для нашей темы сам этот факт уже весьма и весьма красноречив. Наличие птичьих черт у отдельных представителей данного племени столь отчетливо выражено, что некоторые ученые-эволюционисты зачислили их в разряд прародителей пернатых.
Начнем с многочисленных двуногих ящеров, имеющих очень характерное анатомическое строение, присущее только динозаврам. Среди них были чудовища внушительных размеров, вроде игуанодона или тираннозавра. Были свирепые цератозавры, обликом своим чем-то напоминавшие жутких драконов с полотен и гравюр европейских художников. Но было также огромное количество относительно небольших и проворных двуногих хищников, похожих (судя по реконструкциям палеонтологов) на ощипанных зубастых индеек с длинными змеиными хвостами. Современные палеонтологи выделяют их в особую группу целурозавров. К их числу принадлежал кровожадный (как полагают ученые) дейноних, нижние конечности которого были вооружены огромным когтем, острым и загнутым, как турецкая сабля. Считается, что дейнонихи и их ближайшие родичи охотились стаями и обладали своего рода коллективистскими инстинктами, присущими стайным птицам. Среди двуногих ящеров были и такие, которые имели птичий клюв, как, например, овираптор (что означает – «похититель яиц»).
Существовали еще более похожие на птиц двуногие хищники, относящиеся к той же группе целурозавров. Некоторые ученые считают, что они, подобно птицам, даже ухаживали за потомством и вообще отличались довольно развитым мозгом. К тому же у них были полые кости и беззубые челюсти, что максимально сближало их с пернатыми. Но самое интересное, существует предположение, будто целурозавры обладали перьевым покровом! Своего рода «пернатые змеи» (если определить их на манер древних). Один из них – авимим – внешне походил на настоящую бегающую птицу. Перья имел и найденный в Китае синозавроптерикс (то есть, «китайский птицеящер»). Некоторые предполагают, что и свирепый дейноних тоже был таким же вот «птицеящером», зубастым «пернатым змеем» с ужасными когтями.
Птичьи черты обнаруживаются и в строении скелета многих ископаемых ящеров. Как известно, выделяют целый отряд так называемых птицетазовых динозавров. Название говорит уже само за себя. Строение тазовых костей этих существ похоже на строение таза птиц. Некоторые из них походили на пернатых также и строением лап. Самым знаменитым представителем этого отряда является игуанодон – гигантский ящер почти десятиметровой длины, ходивший на задних лапах и оставлявший похожие на птичьи следы. Немало было и утконосых динозавров, среди которых попадались настоящие исполины, превосходившие по размерам даже игуанодона.
К этому отряду принадлежал и причудливый стегозавр, населявший когда-то Североамериканский континент и Восточную Африку (о нем еще будет сказано). Другое известное создание – трехрогий ящер трицератопс. На конце морды у него имелись загнутые ороговевшие челюсти, напоминавшие птичий клюв. Кроме того, яйца трицератопсов обладали твердой, как и у птиц, скорлупой. Вот вам еще одно примечательное сходство с пернатыми.
А теперь главный вопрос: могли ли этих удивительных существ наблюдать когда-то живьем? Отметим, что в древности и в средние века драконов считали вполне реальными существами. О них говорили так же, как и о других известных всем животных – львах, слонах, носорогах, медведях, волках, змеях и прочих. Если и было в драконах что-либо необычное, то это, подчеркнем, могло объясняться необычностью самого животного. А ведь динозавры, о которых мы говорили выше, были весьма необычными животными.
Олег Носков
Окончание следует
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии