Восстание обезьян

Нет, пока это еще не фантастика. Но все же антропологам не помешает по-новому взглянуть на взаимоотношение наших далеких пращуров со своими меньшими братьями. К этому, думаю, нас подталкивают реальные события, произошедшие в западной части Уганды: разъяренные шимпанзе стали совершать самые настоящие партизанские вылазки против представителей Хомо сапиенс. Странно, что отставшие в своем эволюционном развитии «собратья» отреагировали на экспансию со стороны людей прямо в духе «Книги Джунглей» Киплинга. Вместо того чтобы тихо сдать позиции и безропотно подчиниться неумолимой воле естественного отбора, они - совершенно неожиданно для своих эволюционно подвинутых конкурентов – стали целенаправленно совершать акты мести. Причем, делая это совершенно по-человечески – не в смысле гуманности, а в смысле явственного осознания своих мотиваций.

Об этой жуткой истории сообщил журнал National Geographic. Всё началось с вырубки лесов под сельскохозяйственные угодья в местах привычного обитания шимпанзе. Население Уганды растет, а жизнь простых земледельцев и без того не сахар. Каждый клочок земли, отвоеванный у дикой природы, дает им хоть какие-то средства к существованию. Однако дикая природа в долгу не осталась… «Мне все время страшно» - признаются жители, столкнувшиеся с самым настоящим обезьяньим террором.

Напомним, что шимпанзе отличаются наибольшей агрессивностью среди всех крупных приматов. Зоологи приводят на этот счет немало впечатляющих описаний. Даже не всякий леопард осмелится потревожить стаю этих обезьян. У шимпанзе выработана способность к организованной и довольно жесткой реакции на угрозы со стороны хищников. При этом в качестве оружия они частенько пускают в ход палки и камни.

Есть еще одна интересная особенность, подмеченная зоологами: шимпанзе на удивление индифферентны к случайной смерти своих сородичей – как будто они не проводят резкой границы между мертвым и живым телом. Не исключено, что они, подобно некоторым психопатам, не испытывают сильного страха смерти. Судя по всему, указанное обстоятельство делает этих животных особо «безбашенными», способными на проявления чудовищной жестокости в стрессовых ситуациях (сказанное ни в коей мере не относится к миролюбивым карликовым шимпанзе бонобо, скрытно живущим в самых глухих дебрях африканских джунглей).

Помимо агрессивного характера шимпанзе отличаются невероятной физической силой. Если поставить рядом с самцом мужчину такого же роста, то обезьяна окажется в два раза сильнее. Наконец, шимпанзе всеядны. Обычно они питаются фруктами, но в случае недостатка растительной пищи способны убить маленькую антилопу или другую обезьяну, разрывая тело на куски и делясь ими со своими собратьями.

Вообще, жителям африканских деревень совсем не в диковинку сталкиваться с обезьяньими нашествиями на свои дома и плантации. Например, бабуины частенько совершают атаки на посевы или забираются в жилища как заправские воришки. Иной раз они утаскивают с собой ягнят и прочую живность. Есть даже информация о похищении детей. Но то, что произошло в Уганде, поражает воображение.

«Восстание обезьян» началось здесь с обычных, казалось бы, грабительских рейдов. Не званные лесные гости, подобно шайке разнузданных хулиганов, стали нагло покушаться на выращенный людьми урожай, нанося непоправимый материальный ущерб. В течение двух лет шимпанзе бесстрашно навещали деревню Кьямаджака в поисках еды. Они срывали с деревьев плоды, которые были им особенно по вкусу и, судя по всему, вели себя при этом так, словно были здесь хозяевами. Все эти бесчинства нередко происходили прямо на глазах у настоящих хозяев садов. Постепенно шимпанзе уверовали в свою силу, и тогда вслед за грабежами пришел террор.

На взрослых людей шимпанзе не нападают, поэтому свою злобу они вымещают на детях Первое ужасное событие произошло в июле 2014 года. В этот день одна из жительниц деревни по имени Нтегека Семата работала в своем саду в окружении четверых малолетних детей. Отвлекшись ненадолго от своих чад, чтобы утолить жажду, она не заметила, как крупный самец шимпанзе схватил за руку ее двухлетнего сынишку и потащил его в лес. На крик ребенка сбежались соседи. Однако спасти малыша не удалось. Похититель отличался очень большой силой. Он сломал мальчику руку, травмировал голову, вскрыл желудок и вырвал почки. Затем, спрятав изувеченное тело ребенка в траве, скрылся. Умирающего мальчика пришлось везти в региональную больницу, поскольку в местной клинике оказать помощь при таких травмах были не в состоянии. К сожалению, ребенок скончался по дороге.

На беду, данный инцидент не был спонтанной выходкой отдельно взятого «озабоченного» самца обезьяны. Как показали дальнейшие события, нападение на ребенка осуществлялось подобно спланированной акции устрашения, организованной преступной группировкой. Вконец обнаглевшие шимпанзе решили продемонстрировать людям свою «крутизну» и стали вести себя подобно бандитам. После расправы над двухлетним мальчиком они вернулись к дому пострадавших (!) и целой группой стали угрожать остальным детям. По сути, началось преследование семьи. Постройка защитного забора из бамбука оказалась ненадежной. Страх испытывали не только люди. Даже коза, по словам хозяев, издавала жалобные звуки. В итоге дело дошло до того, что семье пришлось бежать с детьми в другую деревню, где материальные условия оказались хуже того, что было. Пришлось все начинать сначала. Однако лесных «бандитов» это бегство не остудило. Они продолжили навещать Кьямаджаку, со злобным видом, исподлобья разглядывая свои отражения в окнах опустевшего дома Сематы.

Самое страшное, что нападения на детей на том не закончились. С тех пор здесь были убиты как минимум еще трое малышей, а полдюжины получили ранения. Причем, шимпанзе совершали свои вылазки в разных местах. В полицейских сводках города Мухороро (к которому примыкает деревня Кьямаджаку) от 2017 года описано несколько жутких случаев нападения обезьян на детей. Так, 18 мая на кукурузном поле прямо на глазах у матери была похищена маленькая девочка. Догнать лесных похитителей женщине не удалось, помощь же подоспела слишком поздно. Чуть позже полиция нашла растерзанное тело ребенка, валявшееся в луже крови среди собственных кишок. Спустя пять недель обезьянами (возможно, из той же группы) был похищен прямо с садового участка годовалый мальчик, находившийся рядом с матерью. Местным жителям удалось его отбить, и ребенок отделался небольшой травмой ноги. Но это не единственные жертвы шимпанзе. По сообщениям полиции, в указанном районе обитания данной группы были убиты шесть малышей. 

Не так давно, в середине 2018 года, пятимесячную девочку обезьяны утащили прямо с веранды, пока ее мать суетилась на кухне. К счастью, ребенка потом нашли в кустарнике. Девочка была живой, хотя и без сознания. Другую девочку – в возрасте трех лет – отбил от шимпанзе случайный прохожий. Как выяснилось, нападение на ребенка произошло возле колодца. Кроме того, был случай, когда обезьяны напали на двенадцатилетнего мальчика. Правда, ему удалось освободиться от захвата, отделавшись глубоким порезом на руке. Был случай, когда обезьяна, пользуясь отсутствием взрослых, вломилась в дом и нанесла увечье четырехлетней девочке, поранив ей голову и сломав руку. Причем, увечье оказалось настолько сильным, что руку потом пришлось ампутировать чуть ли не по самое плечо.

Схожие сообщения приходили и из других районов на западе Уганды. И всегда жуткие события разыгрывались по схожему сценарию. Одного ребенка обезьяны убили на плантации сахарного тростника в 2005 году. Примерно тогда же произошло еще четыре нападения шимпанзе на людей, один из которых обернулся смертельным исходом. Подобное случалось и в 1990-е годы. Возле лесного заповедника Будонго было зафиксировано восемь нападений шимпанзе на детей. Предположительно, семь из них совершил самый настоящий серийный маньяк-убийца, своего рода «обезьяний Чикатило». Сообщается, что у троих детей были вынуты внутренности. Некоторые жертвы оказались частично съеденными. Серийного убийцу – за его жестокость - даже прозвали Саддамом.

Надо сказать, что на взрослых людей шимпанзе не нападают, поэтому свою злобу они вымещают на детях. Были случаи, когда ребенка утаскивали в лес просто из чистого любопытства, рассматривая его как игрушку. Однако в любом случае даже такие мотивы не оправдывают подобные инциденты, когда жертвой становятся дети.

По мнению автора статьи, «банда», терроризировавшая Кьямаджаку, состоит всего из дюжины особей, нашедших себе временное убежище на сохранившихся «пяточках» леса. По сути, им некуда уходить, а потому столкновение с людьми становится в этом случае неизбежным. Причем, опасность подстерегает человека не только в полях и садах, но также возле ручьев и родников – главных местах пересечения людей и потерявших привычную среду обитания обезьян. По этой причине дети из Кьямаджаки – после трагических инцидентов – ходят за водой большими группами вместе со взрослыми.

Нелепость сложившейся ситуации в том, что шимпанзе в Уганде находятся под охраной закона: их нельзя убивать, на них нельзя устраивать охоту. Всё, что может сделать власть – «повысить осведомленность» людей относительно возможных контактов с лесными гостями. Например, объяснить взрослым жителям деревень, как себя вести при работе в поле, чтобы оградить своих детей от возможного похищения. Однако есть еще одна причина, не менее существенная: традиции местных жителей, в соответствии с которыми шимпанзе никогда не рассматривались в качестве объекта охоты.

Тем не менее, напуганные селяне время от времени дают вооруженный отпор нежданным гостям. Так, в упомянутом районе уже был убит один взрослый шимпанзе, а одну молодую самку до смерти забили камнями и палками. Кстати, известные европейские приматологи уже предвидели подобный конфликт, когда в африканских странах началось наступление людей на национальные парки и заповедники. И, согласимся, что в этой истории очень сложно однозначно выявить виновную сторону. Виноваты ли простые земледельцы, что вынуждены искать для себя новые участки в целях элементарного выживания? Виноваты ли обезьяны, когда в тех же целях выживания обращают свою злобу на людей? Ученые пытаются найти способы бесконфликтного существования, но пока это лишь отвлеченные рассуждения.

Вопрос, наверное, лежит в плоскости философии, нежели зоологии или антропологии. Но людям придется найти на него ответ. Африка на этот счет демонстрирует нам самый впечатляющий прецедент. Однако не будем забывать, что подобные коллизии возникают и в нашей холодной стране, когда, например, белые медведи без особого дружелюбия навещают поселки вахтовых рабочих. В XIX веке, когда перед людьми еще не стояли вопросы охраны окружающей среды и защиты животных, никто на подобные темы не философствовал: и белых медведей, и шимпанзе предложили бы банально перестрелять. Но поскольку в наше время приоритеты поменялись, придется искать очень неординарный ответ относительно форм совместного существования. Возможно, как раз сейчас мы подходим к какому-то очень важному рубежу, когда от правильного ответа на этот вопрос будет зависеть жизнь будущих поколений.

Константин Шабанов