Еще лет двадцать назад казалось невероятным, чтобы запуски космических кораблей осуществлялись частными компаниями. Традиционно считалось – и у нас, и в США, и в Европе, – что освоение космоса – дело сугубо государственное. «Частники» могут работать разве что на подряде, поставляя те или иные комплектующие. Но так, чтобы «частник» делал ракету «под ключ», да еще брался за доставку в космос полезных грузов – воспринималось как что-то из области фантастики. Конечно, такие возможности обсуждались, но до определенного момента трудно было представить себе смельчака, отважившегося на такой риск.
Таким смельчаком оказался глава компании SpaseX Илон Маск, личность которого за последние годы обросла легендами (и не только в связи с космическими инициативами, но также с инновациями в области «зеленых технологий»). «Наш пострел везде поспел» – это, в общем-то, о нем. Еще весной 2004 года он заявил американским сенаторам, что можно серьезно снизить цену выводимой на орбиту полезной нагрузки. Не приходится сомневаться, что такое заявление многим маститым спецам, работающим в космической отрасли, могло показаться банальным бахвальством выскочки-дилетанта. Как мы помним, на первых порах у компании далеко не все складывалось удачно.
Были и сбои в работе оборудования, и отключения двигателей. Скептики трактовали эти неполадки в свою пользу. Особенно в нашей стране, где отечественные ракетные двигатели считаются лучшими в мире и никем не превзойденными. Поэтому некоторые ревностные патриоты отечественных разработок изображали Илона Маска как шарлатана.
Тем временем компания SpeceX продолжала работы над «инновационной» ракетой-носителем Falcon 9, и относительно недавно продемонстрировала миру свои первые впечатляющие успехи. Как мы знаем, эта ракета создавалась с расчетом на повторное использование первой ступени, что, в принципе, является серьезным шагом вперед. Первая ступень, в которой установлено девять жидкостных двигателей, снабжена специальным оборудованием для ее возврата и вертикальной посадки на земную площадку или на плавающую платформу. В конце декабря 2015 года произошло первое успешное приземление первой ступени. В апреле 2016 года первая ступень совершила посадку на морскую платформу. И уже в конце марта 2017 года та же самая ступень была запущена в космос повторно, после чего вновь совершила посадку на морскую платформу.
Интересно, что российское руководство внимательно следит за технологическими прорывами Илона Маска. После повторного запуска и посадки ступени Falcon9 пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что такие технологии будут «приниматься во внимание специалистами нашей космической отрасли». В то же время, по его убеждению, Роскосмос в состоянии «достойно конкурировать» с Илоном Маском. Что касается реакции представителей самого Роскосмоса, то в апреле этого года новый глава организации – Игорь Комаров – признался, что у нас в стране Илона Маска никогда не воспринимали как фантаста, и что его разработки – «очень серьезный вызов» нашим специалистам. При этом он с сожалением констатировал, что у России есть «определенное отставание в этих технологиях».
Однако нашу патриотическую общественность такой поворот событий совершенно не устраивал. Признания высокопоставленных чиновников были расценены как предательский «прогиб» под американцев. На интернет-форумах разгорелась бурная дискуссия, где славная когорта российских ИТР-овцев со ссылками на физику, химию и материаловедение стала убеждать общественность в том, что все успехи компании SpaceX – дутые, что Илон Маск просто пускает пыль в глаза и затуманивает мозги умелым «пиаром». И что всё это делается-де под прикрытием американского руководства, дабы в условиях «санкционных войн» дискредитировать российское ракетное двигателестроение. Некоторые договорились до того, будто посадка ступени была обычной кинопостановкой. Тут же кто-то «вспомнил», что и высадка американцев на Луне оказалась такой же липой.
Я не удивлюсь, если половина российских инженеров именно так и воспринимает космические разработки Илона Маска. То есть как агрессивный маркетинг, за которым не стоит ничего существенного. Тем интереснее мне было узнать мнение специалистов, прямо или косвенно участвующих в космических программах.
Такая возможность была предоставлена во время 12-й Международной конференции "Two-Phase Systems for Space and Ground Applications", прошедшей в стенах Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН в сентябре этого года.
Итак, что думают профессионалы, связанные с космическими технологиями, о разработках Илона Маска? Вопрос был задан в присутствии представителей четырех космических агентств (включая Роскосмос) и четырех российских ученых, имеющих известность за рубежом. Сразу отмечу: никто из присутствующих не объявил американского инноватора «шарлатаном», никто не высказал скепсиса и сомнений. Наоборот, отношение к его разработкам оказалось очень серьезным.
Представитель Европейского космического агентства Балаш Тот сказал: «Мы надеемся, что подобные инициативы сделают космические запуски более доступными, что даст нам возможность лучше использовать космос в различных целях. Мы также надеемся, что эти инициативы предоставят и какие-то коммерческие возможности. На мой взгляд, они будут адекватным дополнением к тем научным инициативам, которые сейчас реализуются в космосе при государственной поддержке».
Более конкретен был заместитель директора Объединенного института высоких температур РАН Эдуард Сон:
«Результаты, которые показал Илон Маск, у нас в России имели два эффекта. Первый эффект – это возможность коммерциализации. У нас, действительно, есть некоторые проекты, которые можно было бы коммерциализировать. Речь идет о некоторых небольших объектах, которые могут применять частные компании. Раньше здесь всё было государственным, а теперь есть возможность и для частных компаний. Маск это наглядно показал.
Второй эффект связан с тем, что компании-монополисты, которые производят у нас в России ракетное оборудование, были вынуждены резко снизить стоимость своих изделий. Я имею в виду завод имени Хруничева, другие организации. Успехи Илона Маска в этом плане оказались очень полезны. Наконец, третье: молодежь вдруг поняла, что космическая отрасль – это не какая-то неповоротливая государственная система, и что там может появиться что-то новое. Отмечу, что в России за работой Маска очень внимательно наблюдают и берут кое-что полезное».
Кстати, не так давно Илон Маск приезжал в Москву, и теперь между ним и нашими учеными намечается сотрудничество, о чем также напомнил Эдуар Сон. Причем наши ученые надеются на успешное развитие этого сотрудничества.
Напомним, что ракеты-носители компании SpaceX признаны на сегодняшний день самыми эффективными с точки зрения стоимости запуска. До конца года компания планирует произвести еще не менее 20 запусков. На сегодняшний день у нее есть подписанные контракты с NASA по доставке грузов на МКС с помощью беспилотного корабля Dragon. Общая сумма контрактов составляет более четырех миллиардов долларов. В настоящее время SpaceX разрабатывает пилотируемый корабль DragonV2, который займется доставкой на МКС астронавтов. Здесь также подписан контракт с NASA на сумму более двух с половиной миллиардов долларов. Первая пилотируемая миссия DragonV2 на МКС запланирована на май 2018 года.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии