Думаю, нет надобности отмечать, насколько важна эта тема для Новосибирска, особенно сегодня. Как отметил ведущий секции – директор Института теплофизики СО РАН академик Сергей Алексеенко, «энергетика – это базовая отрасль любой экономики, и особенно в современных условиях, когда мы выходим на принципиально новые источники энергии. Поэтому принципиально важно слушать и обсуждать и новые направления, и новые технологии, и сами принципы организации энергетики». Наиболее важный вопрос для Новосибирска, считает ученый, – это соотношение между централизованной энергетикой и децентрализованной, поскольку если мы не определимся сейчас в данном вопросе, то мы не сможем развивать ни альтернативную энергетику, ни применять современное энергосберегающее оборудование (вроде тепловых насосов).
К сожалению, представители новосибирских энергетических компаний, заявленные в программе работы форума, проигнорировали обсуждение этой темы. Поэтому специалисты обсуждали проблемы энергетики без них. Может быть, именно поэтому все инновационные предложения с их стороны до сих пор еще не нашли внедрения, на что обратил внимание Сергей Алексеенко.
«У нас все-таки научно-практическая конференция, – отметил он, – и наша цель заключается в том, чтобы сказанное довести до разумного конца. К сожалению, этого почти никогда не получается.
И одна из причин – по крайней мере, для Новосибирска – это то, что мы не можем никак принимать согласованные решения. У нас много разных программ, которые друг друга дублируют и при этом практически не выполняются. Я думаю, что только сосредоточение совместных усилий на выбранном направлении может привести к искомому результату».
Почему наши монополисты уходят от таких публичных диалогов с экспертами, остается непонятным. Ясно одно, что ситуация требует серьезного вмешательства квалифицированных специалистов, и наивно надеяться, будто энергетические компании самостоятельно выведут энергетику города и региона на широкую тропу инновационного развития. Как здесь сейчас обстоят дела, мы уже в курсе. Любимое занятие монополистов – неуклонно повышать тарифы и увеличивать плату за подключение к сетям. И, несмотря на то, что у нас много говорится о необходимости повышать инвестиционную привлекательность Новосибирска и Новосибирской области, на практике высокие тарифы и «грабительские» условия подключения серьезно ухудшают инвестиционный климат. Если здесь кардинально ничего не менять, то станет еще хуже, сколько бы при этом ни произносилось красивых слов с высоких трибун.
Как заметил в своем выступлении доцент НГТУ, член Ассоциации «Партнерство по развитию распределенной энергетики Сибири» Феликс Бык, «сейчас необходимо погасить локальный дефицит электроэнергии, наблюдаемый у нас в отдельных местах, на отдельных территориях. В этой связи самый главный для нас вопрос: как организовать сотрудничество и взаимодействие малой и большой энергетики, не вступая в противоречия с точки зрения интересов. Для этого необходимо понять, куда сейчас нужно инвестировать – в сети или в источники электроэнергии. И самое главное: с чьей позиции нам оценивать принимаемые программы?».
Сегодня в Новосибирской области есть соответствующая программа развития областной энергетики, которая делается по заказу регионального руководства. На том же уровне эта программа утверждается. Соответственно, именно региональное руководство информирует Минэнерго о том, какие инвестиции нужны нашей энергосистеме. Потом на этой основе формируются документы, играющие принципиально важную роль при уточнении государственной поддержки данного процесса.
И, как подчеркнул Феликс Бык, никакого порядка, никаких регламентов по развитию малой распределенной энергетики у нас нет – ни для Новосибирска, ни для территорий области.
Основной недостаток такой системы управления большой электроэнергетикой в том, что всё «развитие», по сути, сводится здесь к строительству подстанций, к расширению линий электропередач. И вся эта работа, откровенно заметил Феликс Бык, проводится исключительно в интересах основного монополиста на новосибирском рынке электроэнергии. Эти преференции недвусмысленно отражаются в региональной программе. И самым показательным моментом в данном случае является то, что повышение тарифа на электрическую энергию обосновывается необходимостью реализации соответствующих инвестиционных программ, направленных на развитие.
Понятно, что высокие тарифы совершенно не устраивают потребителей. К тому же, мало кого удовлетворяют надежность и качество существующего электроснабжения. Власть, отвечающая за энергетическую политику в регионе, повышение тарифов обычно объясняет инфляционными процессами, а низкую надежность – физическим износом устаревшего оборудования.
В настоящее время, считает Феликс Бык, необходимо выполнить работу по экспертизе принятых городской и областной администрациями схем развития системы энергоснабжения. В первую очередь – на предмет их согласованности. Дело в том, что когда в городе и в области независимо создаются такие программы, да еще и утверждаются на различных уровнях, мы имеем в результате совершенно несогласованные решения в плане энергетической политики. В таких условиях очень сложно говорить о каких-то инновациях. Но если организовать дело подобным образом, то в этом случае появится возможность дополнительно сформировать программу и по развитию распределенной генерации, согласовав ее с развитием большой энергетики. Это позволит снять массу противоречий, и тогда появится возможность плодотворно развивать оба направления.
Феликс Бык напомнил о том, что в городе создана ассоциация, занимающаяся вопросами малой энергетики, готовая включиться в такую работу. Первоочередная задача, считает он, связана с необходимостью внести изменения в нормативную базу, определяющую порядок работы розничного рынка электроэнергии. Необходимо сделать его открытым для малой энергетики. «Основное, что здесь требуется: предусмотреть первоочередность приобретения Гарантирующим поставщиком по оптовой цене электроэнергии у малой генерации, подключенной к сетям. Это снизит цены на электроэнергию для потребителей. Такой порядок действует, например, относительно возобновляемых источников. В противном случае мы не добьемся эффективности», – подытожил эксперт.
Показательно то, что на федеральном уровне уже сформировалось четкое отношение к малой энергетике. Теоретически ей дают «зеленый свет». Но на практике все примеры создания небольших генерирующих объектов имеют «островной» характер, то есть работают такие объекты в автономном режиме, в силу чего об эффективности говорить здесь сложно. «Ни один такой источник электроэнергии на территории города и области не подключен к сетям», – констатировал Феликс Бык. Чисто технические причины, препятствующие подключению, вполне преодолимы, считает он. Мало того, в рамках упомянутой Ассоциации уже получено решение, позволяющее обеспечить взаимодействие большой и малой энергетики в автоматическом режиме. Причем, эти решения уже апробированы и получили положительное заключение в соответствующих контролирующих инстанциях.
Еще раз напомню, что развитие малой энергетики полностью согласуется с федеральной технической политикой. И сейчас, фактически, много что будет определяться на местах, в том числе – и в администрации города. Так что в скором времени – по наличию (или отсутствию) практического результата – мы сможем понять, насколько первые лица города и области готовы от правильных слов перейти к делу.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии