В сознании сибиряков, к сожалению, присутствует один нехороший стереотип. Мы привыкли считать себя жителями суровых краев, в силу чего оправдываем серость и однообразие наших городов. Мол, из-за климатических условий у нас не может быть захватывающе красивых скверов и парков, как, например, в Сочи. На юге, да – там всё понятно. Там и пальмы, и платаны, и кипарисы, и магнолии. А здесь, в Сибири, вроде как совсем не до этого. Поэтому мы смиряемся с тем, что вокруг нас растут унылые тополя, клены, березы и кое-где – пихты и ели. Почти никакого разнообразия. Количество видов декоративных растений и кустарников можно пересчитать по пальцам.
Многие, наверное, считают, что в Сибири так и должно быть. Дескать, у нас тут не Сочи – чем богаты, тем и рады. Но на самом деле это – заблуждение. На Дискуссионном форуме «Поселения XXI века: условия прорыва в будущее» была основательно, буквально по полочкам, разобрана тема «Зеленой» инфраструктуры Новосибирска. Разобрана она была, естественно, с чисто научных позиций, благодаря чему слушателям открылись неожиданные стороны этой проблемы.
Начнем с того, что в течение полутора десятков лет горожане наблюдают прямо-таки безжалостное отношение к зеленым насаждениям, когда с разрешения руководства высвобождаются участки под так называемую «точечную» застройку. Этот факт имеет место быть, и отрицать его бессмысленно. Однако корень проблемы в другом.
С точки зрения цивилизованной урбанистики сами по себе деревья и кустарники – безотносительно к их состоянию – еще не являются абсолютной ценностью в условиях городской среды. Вопрос в том, как они вписаны в эту городскую среду, каково их эстетическое значение.
По большому счету, всё в конечном итоге упирается в качественный уровень ландшафтного дизайна. Только рассматривая проблему с этих позиций, мы можем судить о том, насколько развита в городе «зеленая» инфраструктура.
Что касается подходов к озеленению сибирских поселений, то здесь ландшафтным дизайнерам и работникам парковых хозяйств никак не обойтись без поддержки ученых-ботаников, профессионально изучающих условия произрастания тех или иных растений, имеющих адекватное представление о разнообразии видов и форм, способных хорошо чувствовать себя в наших суровых краях. Без этой научной поддержки вы как раз рискуете получить унылый, однообразный ландшафт. Что в какой-то мере сейчас у нас и происходит.
В целом ситуация с природным «зеленым» каркасом Новосибирска в настоящее время выглядит следующим образом. По словам заведующей кафедрой ботаники и экологии НГПУ Светланы Гижицкой, здесь можно выделить четыре типа природных сообществ:
- Природное наследие города, куда можно отнести Приобский сосновый бор и лесопарки на его основе, березовые леса, долинные тополевые леса, пойменные кустарники;
- Комбинированные зеленые насаждения, куда входит дендрологический парк Новосибирска, комплекс парков и экспозиций Центрального сибирского ботанического сада СО РАН;
- Культурные зеленые насаждения: Первомайский сквер, Нарымский сквер, Центральный парк культуры и отдыха, Парк «Городское начало» и т.д.;
- Стихийное восстановление растительности: заросли клена ясенелистного на заброшенных территориях с небольшим участием других видов (березы, тополя, ивы).
Главный вопрос: что в настоящее время надлежит делать с этим природным каркасом, и какие здесь возникают проблемы? «Мы видим, – отмечает Светлана Гижицкая, – что в центре города – с точки зрения эколога – находится практически пустыня. Парковых сообществ у нас практически не наблюдается и это, конечно, плохо». Приятным исключением в данном случае является юго-восточная часть Новосибирска. Конкретно – Советский район, где в городскую черту встроено много природных зеленых массивов. «Мы видим, – говорит ученый, – насколько это правильно и красиво. Соответственно, нужно стараться делать так, чтобы в центральной части города увеличились зеленые насаждения там, где это возможно – за счет вертикального озеленения, за счет озеленения улиц, за счет внутриквартального озеленения и так далее».
В то же время даже те парки, что еще сохранились в городском центре, требуют, по мнению Светланы Гижицкой, существенных реконструкций. Дело в том, что Новосибирск – город молодой, и пока еще мы не сталкивались с проблемой старения парков. Это понимание приходит к нам только сейчас, однако осмысление проблемы пока еще происходит стихийно, по воле неожиданно возникающих обстоятельств.
«Какой-то программы на данный момент, к сожалению, у нас нет. Мы просто вырубаем старые деревья, а на их месте высаживаем новые. А иногда вообще не высаживаем. На самом деле нам необходимо понять реконструкцию парков системно», – заметила Светлана Гижицкая.
В настоящее время новосибирские парки – в силу деградации – по сути своей представляют запущенные парковые рощи с отсутствием напочвенного покрова и декоративных кустарников. Видовое разнообразие здесь минимально – не более 14 видов на 100 кв. метров. По словам специалиста, этого очень мало. Этого совсем недостаточно для формирования эстетически привлекательного ландшафта. Видовая насыщенность должна быть увеличена как минимум в два раза. В первую очередь это касается кустарников и травянистых декоративных многолетников.
Тем не менее, в чисто «техническом» плане указанная проблема вполне решаема, считает Светлана Гижицкая. Главное, подойти к ее решению грамотно (с научной точки зрения) и творчески. Специалисты, в принципе, могут предложить достаточно много хороших вариантов. Всё, как всегда, упирается в политическую волю руководителей города. Иными словами, если мэрия Новосибирска поставит перед собой такую задачу, сформирует соответствующую программу, то хорошие решения не заставят себя ждать.
Первое, что необходимо будет сделать на практике – это восстановить систему питомников, поскольку большая часть посадочного материала завозится сейчас коммерческими фирмами. Этого совершенно недостаточно. Кроме того, это довольно накладно. Вдобавок ко всему, сюда зачастую завозятся не районированные виды и сорта.
Учитывая сказанное, обратим внимание на то, что на территории Новосибирска находится такое замечательное учреждение, как ЦСБС СО РАН, обладающий колоссальной коллекцией декоративных деревьев, кустарников и травянистых растений. По словам Светланы Гижицкой, эта коллекция насчитывает сейчас свыше 3,5 тысяч видов! Но на практике из имеющегося многообразия едва ли реализуется хотя бы 10 процентов. Главная причина, о чем мы сказали, – в отсутствии собственных питомников, способных дать городу в больших объемах качественный посадочный материал.
По большому счету, наши ученые в состоянии осуществить взаимодействие с мэрией Новосибирска по этому вопросу, в том числе и по вопросу организации питомника. И я полагаю, что такое желание у них есть. Осталось только дождаться встречного шага со стороны городских чиновников. Правда, абсолютной уверенности в том нет. Общественность потихоньку приучают к тому, что на лучшее в наших «суровых краях» рассчитывать будто бы не приходится (причем, это касается не только ландшафтного дизайна, но даже качества дорожного полотна). В этой связи, как мне кажется, в диалог с общественностью должны вступить сами ученые, представив жителям города варианты новой «зеленой» инфраструктуры.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии