5 спорных утверждений о неформальном образовании

О кризисе современной системы образования, как на глобальном уровне, так и на уровне государства, не говорит разве что ленивый. Сеть буквально пестрит материалами разного качества о том, что ребенка не стоит отдавать в школу; о том, что пять лет, проведенные в университете, в значительном большинстве случаев являются «протиранием штанов» и о том, что эффективность традиционных методов обучения такова, что 90%  информации «улетучиваются» из голов обучаемых как только сдан экзамен.

Неформальное образование (добровольное, яркое, мотивирующее, прикладное) противопоставляется устаревшей официальной системе, и многие эксперты (в кавычках и без них) пророчат ему великое будущее и видят в нем чуть ли не панацею, которая позволит получать знания, соответствующие времени.

Однако, следует отметить, что неформальное образование – явление комплексное, со своими «плюсами» и «минусами». А частые рефлексии политиков, журналистов, блоггеров и широкой общественности на эту тематику успели породить немало упрощенных обобщений, предубеждений и откровенных мифов о нем.

На этих утверждениях мы и остановимся в рамках данной статьи.
 

Утверждение №1: Неформальное образование
в Украине пока недостаточно развито.

Если произносить в слух слово «недостаточно», то обязательно следует делать оговорку недостаточно для чего? Возможно, я субъективна, но мне кажется, что предложение различных тренингов и открытых лекционных курсов на сегодня превышает спрос на них.

Приведу пример из собственной жизни. Недели три назад позвонил мне знакомый проектный менеджер. У них «горело» мероприятие, на которое было подано 30 заявок, а подтвердили свое участие только 9 человек. Просил срочно «подыскать» людей. Человек пять. Организаторы обещали оплатить проезд, проживание и питание. Плюс участникам «на скорую руку» не надо было писать длинных мотивационных писем и анкет. Фамилия, телефон и билет на поезд – все, что требовалось.

Я обратилась с предложением к своим студентам (мероприятие вписывалось в сферу их профессиональных интересов) – и получила кучу отказов. Кто-то на это время уже спланировал участие в тренингах и семинарах, кто-то хотел сделать передышку, а кто-то заявил «Вот если бы Киев, а то в провинцию ехать»!

Вывод: целевая аудитория неформальных образовательных практик стала очень переборчива. Мне бы такие возможности в студенческие годы : я бы точно рюкзак за плечи - и в «провинцию» (к слову, областной центр у моря).

Не всегда на подобные мероприятия удается набрать даже «чаек» (участников, которым нравится комфортабельный отель, частые кофе-брейки и красивая канцелярия, за этим и едут). Знакомые тренера жаловались, что все чаще приходится проводить занятие на небольшое количество людей (2-6 участников), что, кстати, очень утомляет.


Утверждение № 2: Неформальное образование
охватывает довольно широкую аудиторию.

Увы, это очень спорно! Если проанализировать фото с различных круглых столов и прочих активностей, то можно заметить, что «на манеже одни и те же». Лично у меня никогда не было такого случая, чтобы я ехала на проект и не встретила там как минимум троих своих знакомых.

Круг общественных активистов и перспективных молодых ученых, подписанных на «Гурт» или на нас (или узнающих о возможностях по другим каналам) и готовых выйти из зоны своего комфорта, достаточно узок. Эти люди выучили с десяток речевых клише, позволяющих писать успешные мотивационные письма и колесят по стране или по миру. Такие поездки постепенно превращаются в стиль жизни… но только у единиц. Из 10 студентов 9 предпочтут не учебу в выходной день (пусть и с коврижками), а уборку в общежитии или поход в ночной клуб.


Утверждение № 3: Неформальное образование –
это только «веселый интерактив».

Недавно довелось мне презентовать семинары организации «Спільнота свідомого спікування» на ярмарке проектов. Они предусматривают глубокое прочтение, а после него и обсуждение текстов философского характера. Практика показывает, что это эффективный способ осмысления вопросов, связанных с ответственным лидерством, общественными конфликтами, европейскими и общечеловеческими ценностями.

Так вот к чему я? Большинство людей, подходивших к нашему «прилавку», не понимали, чему может научить такой формат. Это требует усилий, соответственно стирается эффект «учебы невзначай», так привлекающий к неформальному образованию. Это не является личным опытом (считается, что именно через модель действительности получаешь наиболее живучие знания). Здесь нет тимбилдинга, энерджайзеров и прочих элементов «развлекухи». Разве не то же предлагает «скучный» университет?


Утверждение № 4:
Неформальное и формальное образование – конкуренты.

Нет и еще раз нет. Посмотрите, кто является лидерами проектов, связанных с неформальным образованием. Основатель “Prometheus” Иван Примаченко – аспирант в КНУ им. Шевченко.

Среди лекторов на этом портале огромное количество университетских преподавателей. Возьмем, к примеру, самые первые курсы: «Историю Украины со Второй мировой войны до современности» читал преподаватель КНУ им. Тараса Шевченко Иван Патриляк, «Основы программирования языком Python» преподавал лектор КПИ Никита Павлюченко, а «Разработку и анализ алгоритмов» вел представитель этого же заведения Алексей Молчановский.

Один из тех, кто стоял у истоков «Дней науки», Сергей Гончаров – младший научный сотрудник в Институте физиологии им. А. А. Богомольца НАН Украины. А координатор «Научных Пикников» в Киеве (и по совместительству наш редактор) Ксения Семенова – аспирантка в НАУ.

Следовательно, многие проекты, связанные с альтернативным образованием, были инициированы выходцами из академической среды. И часто были реакцией на кризисные явления в официальной системе образования и в науке. Но данные проекты скорей претендовали на роль дополнения государственного диплома, нежели на его альтернативу.

У официального и неформального образования много точек для соприкосновения и взаимных интересов. Не секрет, что вузы используют те же «Научные Пикники» как площадку для проф. ориентации, в то время как этот фестиваль популярной науки заинтересован в них в качестве экспериментаторов. По своему факультету знаю, что трое первокурсников отметили в анкетах, что о нас они впервые узнали на «Научных Пикниках».

Один мой знакомый, рассказывая почему он начал заниматься популяризацией науки, отметил: «Я понял, что здание у нашего института хорошее (дело было при Януковиче), кто мы такие и чем занимаемся рядовые люди не знают. Поэтому если нас придут закрывать – майдан не соберется. Никто не о нас не вспомнит «незлым тихим», ничего в ритме города не изменится. Вот и стал я рассказывать и показывать обществу чем мы живем и для чего нужны».

Я отнюдь не утверждаю, что задача ученых доносить каждому налогоплательщику, что они выдумали для него «такого полезного». Но, в целом, неформальное образование и популярная наука уличшают социальный имидж так называемой высокой науки. А социальный имидж в эпоху революции СМИ как ни крути – дело важное.


Утверждние № 5:
Неформальное образование скоро вытеснит все «корочки».

Действительно, по окончанию большинства онлайн курсов и после прохождения  тренингов участникам выдают сертификаты. Да только доверия к ним со стороны работодателей нет. При приеме на работу в первую очередь ценятся умения и навыки кандидата, но большинство наемщиков все же требуют диплом о высшем образовании как некоторую гарантию, что вы можете довести большие начинания до конца. Прогрессивный работодатель или модный HR оценять сертификаты как преимущество, показывающее ваше умение самоорганизовываться, желание усовершенствоваться профессионально, но не более.

Однако проблема не только в консерватизме работодателей. Ни один онлайн ресурс не предлагает полного, эквивалентного «вузовскому», набора курсов по конкретной специальности. Да, прогресс движется в эту сторону, например, на том же Prometheus с недавнего времени появились циклы курсов («Предпринимательство»  и «Общественное образование»), но это сопоставимо разве что с семестром в университете. Да и циклы курсов посвящены тем аспектам социальной жизни, в которых сколько теории не слушай, а собственные шишки – лучший учитель.

Пока системность неформального образования хромает на обе ноги (мне на вскидку даже сложно перечислить все существующие его формы – тренинги, семинары, круглые столы, вебинары, открытые лекции… миллион наименований и все они между собой не связаны), кроме того, ментальность работодатлей – вещь сложно меняемая. А следовательно, неформальное образование, если и вытеснит формальное, то очень не скоро. Скорей оно изменит подход к обучению в школах и вузах, но это другой вопрос.

Проблема качества и устойчивости знаний, полученных без расчета сдавать экзамен, заслуживает отдельного освещения. Лично я сознательно и ответственно проходила курс о терроризме и контртерроризме на Coursera, писала конспект и участвовала в обсуждениях на форуме, прочла дополнительно к лекциям штук пять статей. Но результат оказался плачевным, через полтора года я помню ровно то, что курс был мной пройден и что я с гордостью выставила скан сертификата о его окончании в социальные сети. Живой контакт с лектором все же повышает усваиваемость материала.

Что касается интерактивов, то из них также в голове лучше «откладываются» сами методики работы с аудиторией, а не фактаж. Ну и лица новых людей, естественно! Контакты – неоспоримый плюс.


Как видим, спорных утверждений относительно неформального образования хватает. Но, как известно, в споре рождается истина, значит, именно в споре и поиске компромисса эти практики находят свою нишу в обществе.