Как не стать «интеллектуальным сырьем» для Запада?

Не так давно стало известно, что в Усолье-Сибирское обанкротилось новое и «современное» (как нам представляли) предприятие по производству поликристаллического кремния. Речь идет, как вы догадались, о солнечных батареях. Вроде бы, производство фотоэлементов – это так современно, это так соответствует инновационному развитию. А предприятие оказалось банкротом… Еще одна инициатива «Роснано» (и лично господина Чубайса) ушла в никуда.

Естественно, данный факт дает повод противникам альтернативной энергетики порассуждать о том, что это направление не имеет никаких перспектив, что необходимо налегать на использование традиционных невозобновляемых ресурсов, а всякие там «зеленые технологии» и тому подобное – блажь пресытившихся европейцев. Ну и конечно же, приправить все это демагогическими рассуждениями об «особых» российских условиях, с альтернативной энергетикой просто-таки несовместимых.

В общем, провалы наших «эффективных менеджеров» ставят под вопрос будущее перспективных, казалось бы, разработок в области той же фотовольтаики. Однако при внимательном разборе ситуации выясняется, что новые, современные технологии и направления здесь совсем не причем.

Как пояснил заведующий лабораторией молекулярной кинетики Института теплофизики СО РАН Равель Шарафутдинов, обанкротившееся предприятие по выпуску поликристаллического кремния использовало устаревшую, откровенно «бородатую» немецкую  технологию, давным-давно применявшуюся компанией «Сименс». Западные компании, пояснил ученый, ничего реально передового нам не продадут. А откровенное старье могут запросто сбыть и по дешевке. Чем как раз и воспользовались российские «эффективные менеджеры», преподнеся этот мрак как нечто современное и передовое. Отсюда и результат.

Теперь, после банкротства, предприятие решили перепрофилировать в газо-химию, подыскивая для этого частного инвестора. По большому счету, создатели завода серьезно просчитались с технологией, заложив при расчетах совершенно неправильные цифры относительно цены конечного продукта. Ирония заключается в том, что наши новосибирские ученые уже несколько лет обивают пороги «конторы» господина Чубайса, предлагая новейшую технологию и практически не надеясь на адекватное понимание со стороны «эффективных менеджеров». По сути, пока наши ученые тратят время и деньги на создание передовых, можно сказать – прорывных технологий, наши «эффективные менеджеры» умудряются протолкнуть под видом инноваций откровенное импортное старье. А позже выясняется, что продукт отчего-то «не пошел».

Специалисты Института теплофизики разработали метод неравновесной холодной плазмы для производства тонкопленочных фотоэлементов Напомню, что специалисты Института теплофизики (конкретно – лаборатория молекулярной кинетики) разработали метод неравновесной холодной плазмы (струйный плазмохимический метод) для производства тонкопленочных фотоэлементов. Предложенная технология позволяет серьезно удешевить конечную стоимость продукта, сделав его доступным для большого числа конечных потребителей. Именно так и можно развивать солнечную энергетику (учитывая, что государство не поддерживает данное направление грантами, как это происходило в Германии). Когда же наши «эффективные менеджеры» внедряют старье, они обрекают такие производства на банкротство, поскольку конечный продукт окажется неоправданно дорог.

Почему же тогда передовые отечественные разработки находят слабое применение? У наших ученых есть небезосновательные подозрения, что такие структуры, как «Роснано» или «Сколково» созданы не ради поддержания российских инноваций, а с прямо противоположной целью – всячески препятствовать внедрению передовых отечественных разработок в собственной стране. Когда господину Чубайсу несколько лет назад доложили о плазмохимическом методе, он высказался о нем с большим скепсисом, в стиле: «нам этого не нужно».

«Нужными», в его понимании, оказались старые западные технологии, приведшие предприятия к банкротству. Если говорить об отечественных разработчиках, то им приходится преодолевать невероятные бюрократические заслоны, чтобы дойти до конечной цели.

В частности, чтобы в том же «Роснано» рассмотрели конкретное предложение по новой технологии, необходимо заполнить целую кипу бумаг – совершенно бессмысленных, с точки зрения самих ученых. Нелепость ситуации заключается в том, что эти бумаги потом месяцами будут разбирать (именно что «разбирать», а не изучать) некие чиновники, мало чего смыслящие в науке и технологиях. Результатов от их рассмотрения – практически никаких. В любом случае придется буквально «пробивать» свое предложение,  поскольку чиновникам, занятым на этих должностях, на конечный результат, грубо говоря, совершенно наплевать. Зарплату они получают не за это, а  за то, что не спеша (да-да – не спеша) возятся с бумажками. И в принципе, они могут запросто «отшить» любого разработчика, даже супергениального, с самой супергениальной разработкой. И вы будете смеяться, но за такое отношение к научным предложениям нашим чиновниками ничего не будет, никаких взысканий. То есть, можно вообще ни черта не делать, ничего не рассматривать, ограничившись «убойным» аргументом: «нам этого не нужно».

Отсюда у многих ученых, имевших дело с «Роснано», возникает законное подозрение, что подобные госструктуры служат хорошей синекурой для бездельников. По этому поводу Равель Шарафутдинов приводит пример Израиля. В Израиле такими вопросами занимается всего один (один!) человек. В то время как в ведомстве господина Чубайса находятся СЕМЬСОТ (!) работников. Результат? Израиль сегодня фактически лидирует в плане внедрения новейших инновационных разработок. Россия же внедряет (не без помощи того же Чубайса) «бородатые» импортные технологии. Семьсот бездельников не в состоянии добиться результатов, кои по силу одному нормальному ответственному профессионалу. Собственно, ему и не нужно вникать в какие-то технические детали. Его задача – найти грамотных технических экспертов, которые выдадут независимое, объективное заключение. Иначе говоря, ваше предложение будут рассматривать не какие-то непонятные чиновники, а грамотные профильные специалисты.

А у нас каждый чиновник рядится в эксперта. Но поскольку спрос с него, все-таки, не как с эксперта, а как с «менеджера», у него есть прекрасная возможность валять дурака или тупо тормозить продвижение прогрессивных отечественных разработок, игнорируя толковые предложения демагогическими заявлениями. Фактически, развитие нашей страны находится в зависимости от таких вот бездельников, осевших в госструктурах, якобы «ответственных» за инновации.

Вердикт наших ученых-разработчиков однозначен: «Разгонять ко всем чертям!». Ведь в то время, пока наши разработчики обивают пороги всяких «Роснано», западные спецы тоже не дремлют. Они проявляют искренний интерес к тому, что делается в лабораториях российских институтов. И в отличие от чинуш, «разбирающих» научные заявки,   это не дилетанты и не бездельники. Они в состоянии оценить истинный потенциал разработки и результаты проводимых исследований. Покажите им какой-нибудь график, и они на лету схватят все самое важное и ценное.

Фактически, при сложившемся раскладе, наши ученые осуществляют интеллектуальную подпитку западных компаний, всегда ищущих что-то новое и передовое (в условиях непрерывной рыночной конкуренции вести себя по-другому невозможно – иначе просто окажешься в хвосте). Образно говоря, мало того, что мы снабжаем Запад природными ресурсами, мы вдобавок  поставляем туда ресурс интеллектуальный. И даже если ученый «пробьет» разработку через упомянутые госструктуры, есть очень большая вероятность того, что она будет внедрена не у нас, в России, а на том же Западе. Наши «эффективные менеджеры» со спокойной совестью «толкнут» туда любую ценную технологию. Можно назвать это хоть «вредительством», хоть подлостью. Но реальность пока именно такова.

 

Олег Носков