А мусор и ныне там – в оврагах…

Мы уже неоднократно писали о том, что с определенных пор - благодаря научно-техническим достижениям – мусор стал восприниматься не как проклятие цивилизации, а как сырьевой ресурс. Например, в твердых бытовых отходах достаточно много металла, стекла и бумаги, годных для вторичного использования. Даже полимеры можно с успехом пустить в переработку. В свое время китайцы специально вывозили с нашей территории полиэтиленовую упаковку и пластмассовые бутылки, используя это как сырье для своих предприятий. И вообще, в Китае на переработке твердых бытовых отходов некоторые ушлые деляги заработали миллионные состояния. Причем, завозя для этого мусор из-за океана!

С другой стороны, твердые бытовые отходы можно использовать в качестве топлива. То есть не просто их сжигать, а сжигать с ПОЛЬЗОЙ. Иначе говоря, при наличии соответствующих технологий мусор становится неплохим энергетическим ресурсом (конечно, если сжигать его «правильно», используя соответствующие научные наработки). В некоторых западных странах (например, в Финляндии), органические отходы помещают в специальные герметичные «котлованы», где они постепенно превращаются в газ. Этим газом потом отапливают небольшие города. После того, как объемы газа заканчивают, подготавливают новый «котлован». В принципе, подходов может быть много, а по мере развития данного направления, вариантов утилизации мусора станет еще больше.

Естественно, мы берем ситуацию, когда в стране приветствуются инновации, когда научная и техническая мысль находит понимание не только у инвесторов, но и у чиновников, отвечающих за экологию и за экономическое развитие. К сожалению, в Новосибирске с этим просто беда.

Несмотря на то, что в городе десятки академических институтов и сотри предприятий, твердые бытовые отходы до сих пор сваливают в чистом поле. То есть с XIX века здесь ровным счетом ничего не поменялось.

И ведь нельзя сказать, что новосибирские ученые не занимаются этой проблемой. В том-то и дело, что занимаются! Мало того – активно позиционируют свои разработки в данной сфере, пытаясь достучаться до руководителей города и области.

О результатах догадаться не сложно. Результатов практически никаких. Точнее – результат печальный. Так, примерно десять лет назад (вдумайтесь в эту цифру!) Институт теплофизики СО РАН пытался заинтересовать наших чиновников созданием комплексных районных тепловых станций. Как мы уже писали ранее, суть идеи такова: к действующей ТЭЦ пристраивается дополнительный блок, где осуществляется сжигание ТБО. То есть вместо строительства отдельных заводов по сжиганию и переработке мусора, новосибирские ученые предложили воспользоваться готовой инфраструктурой. В данном случае органический мусор сжигался бы наравне с углем на одной тепловой станции. Таким путем можно было бы, как говориться, убить сразу двух зайцев: немного сэкономить на угле (где-то на 10 – 15%) и одновременно решить экологическую проблему, избавляя наши поля и овраги от мусорных свалок (со всеми вытекающими последствиями, включая самовозгорание мусора, ядовитый чад  и заражение почв).

Однако начальство мыслило по-иному. Позиция руководителей формулировалась просто:

зачем вкладывать деньги в создание каких-то предприятий по утилизации ТБО, если в городе и за городом полно оврагов, куда можно этот мусор сваливать? В данном случае мы воспроизводим практически дословное заявление одного крупного городского чиновника.

В общем, инновация от новосибирских ученых понимания в начальственных кабинетах не нашла. Почему? Не понятно.

Самое интересное, что спустя пару лет в Новосибирске был открыт мусороперерабатывающий завод № 2, «начиненный» импортным оборудованием. В создании данного производства в ту пору проявил искреннюю заинтересованность тогдашний мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Предприятие было предназначено для сортировки ТБО: металл - отдельно, стекло – отдельно, пластик – отдельно, бумагу – отдельно. И так далее. В принципе, при грамотной организации дела завод мог бы получать нормальную прибыль. Но у нас, как всегда, что-то не заладилось. Завод до сих пор не заработал на полную мощность, а два года назад его вообще собирались признать банкротом. А ведь бывший мэр для чего-то поддержал (а может – инициировал) данный проект. Рассказывают, что с этой целью он даже изучал зарубежный опыт (согласитесь, такой интерес дорогого стоит).

Только один Новосибирск ежегодно «выдает» 3,5 миллиона тонн твердых бытовых отходов Что происходит сейчас? Овраги, как нетрудно догадаться, уже заполнены под завязку. Только один Новосибирск ежегодно «выдает» 3,5 миллиона тонн твердых бытовых отходов. Большая часть мусора складируется на городских полигонах, и их возможности на сегодняшний день практически исчерпаны. Так, в Советском районе полигон будет полностью заполнен к 2017 году. Что делать дальше? Дальше мусор придется вывозит далеко за город, что ударит не только по природе, но и по кошелькам новосибирцев. Короче, угроза высветилась весьма отчетливо, и на бескрайность наших полей и оврагов ссылаться теперь не просто безответственно, но и глупо.

Для нового мэра Новосибирска – Анатолия Локтя, актуальность проблемы очевидна (если судить по его открытым заявлениям). Утилизация мусора с использованием современных технологий сегодня актуальна как никогда. Вопрос в том, какой путь выберут наши руководители, будут ли они на этот раз присушиваться к новосибирским ученым?

В начале этого года правительство НСО утвердило соответствующую программу по сбору, транспортировке, переработке и утилизации мусора, согласно которой у нас запланировано строительство двух мусороперерабатывающих заводов. Создание этих предприятий потребует не менее 15 миллиардов рублей. Если вы думаете, что в указанной программе фигурируют разработки наших ученых, то ошибаетесь. Заводы будут работать исключительно на импортном оборудовании. И наши ученые здесь, что называется, и близко не стояли. Правительство НСО, как всегда, решая подобные вопросы, делает это так, будто в нашем регионе никакой науки нет вообще.

Таким образом, проект, предложенный нашими учеными еще десять лет назад, опять обойден вниманием. А ведь для оборудования каждой ТЭЦ, согласно предварительным расчетам, достаточно полмиллиарда рублей.

Сопоставьте приведенные цифры, и вам станет все ясно. Стоимость двух «импортных» заводов сопоставима с затратами, которых бы хватило на дополнительное оборудование для тридцати (!) ТЭЦ.

Ученым осталось надеяться только на мэрию Новосибирска. Как мы сказали, новый мэр Анатолий Локоть актуальность проблемы осознает. Однако в самом руководстве города единого понимания путей ее решения еще нет. Кое-кто из высоких начальников предлагает разработчикам не надеяться на финансовую поддержку муниципалитета, а искать инвесторов, выявляя в этом деле коммерческую составляющую. Подход вроде бы здравый, если бы не одно обстоятельство – перегруженность полигонов становится социальной проблемой, затрагивающей всех. В том числе – руководство области и города. Так что оставаться в стороне от проблемы и делать замечания в стиле: «крутитесь сами как хотите» - совсем не получится.

 

Олег Носков