Из пяти площадок, на которых в рамках КПНИ осуществляются эколого-географические сортоиспытания картофеля, наш регион в этом году оказался самым экстремальным. Как ни странно, но для наших селекционеров в том есть свои плюсы. Напомним, что в государственной программе по развитию картофелеводства принимает непосредственное участие Сибирский научно-исследовательский институт растениеводства и селекции (СибНИИРС – филиал ФИЦ «ИЦиГ СО РАН»), где ежегодно в начале августа проводится День поля – специальное мероприятие, приуроченное к объеденной научной конференции по проблемам селекции и семеноводства. Результаты сортоиспытаний должны иметь важные последствия в плане принятия дальнейших решений, связанных с государственной поддержкой отечественного картофелеводства. Сибирская площадка – одна из знаковых. А нынешний сезон в НСО выдался настолько «знаковым», что резко обнажил как слабые, так и сильные стороны отечественных сортов.
Погодные условия в этом году выдались у нас настолько сложными, что вызывали изумление даже у видавших виды селекционеров с большим стажем работы. Небывало холодный май вынудил новосибирских растениеводов отложить посадки картофеля до конца первой декады июня. Затем последовала сильная жара, чередующаяся мощными ливнями. Погода как будто решила поиздеваться над людьми. «За все мои сорок лет работы это первый раз так было», - призналась Анна Сафонова, старший научный сотрудник СибНИИРС и автор нескольких известных сортов картофеля. По её словам, из-за того, что после посадки картофеля установилась жара, многие сорта в этом году сильно поражены вирусными болезнями. Еще одним результатом нынешних аномальных условий стало растрескивание клубней, наблюдаемое почти у всех сортов. Также отмечалось «усыхание» и опадение цвета. У некоторых ранних образцов к началу августа вообще не оказалось завязей. Кроме того, было достаточно много выпадов, что совсем не типично для нормального года.
Конечно, за шестьдесят дней от начала посадки ждать полноценных товарных клубней даже у очень ранних сортов не приходится. Кроме того, как заметила Анна Сафонова, всходы появились слишком поздно и неравномерно. Тем не менее, сравнение 64-х сортов дало возможность оценить достоинства и недостатки каждого из них. Различия бросались в глаза. Если одни сорта стремительно увядали под натиском вирусов, другие показывали совершенно здоровый вид. Важно учитывать, что сортоиспытание не предполагает каких-то специальных мероприятий по борьбе с болезнями. Поэтому всё происходит, «как в природе», то есть растения борются с напастью самостоятельно, без помощи человека.
Что в итоге мы увидели.
«Особенно сильно почему-то пострадали северные сорта – это томская селекция и селекция мурманская. Мы получили два образца. Один из них я вообще выбросила – два года была мелочь. А сорт «Северянин», который они хотели районировать, у нас вообще никак не идет. На нем сильно сказываются наши перепады температур. Из трех повторений у него только один куст нормальный. Остальное - всё вирусное», - отметила Анна Сафонова.
Сорта, выведенные в Татарстане, также не отличились высокой устойчивостью к болезням. Хотя эксперты отнеслись к этому факту с пониманием, учитывая, что это были только первые шаги тамошних селекционеров. Аномалия также сказалась и на известных сортах, которые до этого вели себя прекрасно, а потому считались достаточно надежным. Однако нынешний сибирский «экстрим» наглядно показал, что не все готовы выдержать столь суровое испытание на высокую оценку.
На этом фоне контрастно смотрелись сорта уральской селекции. Анна Сафонова не скрывала своего восхищения. Так, например, сорт «Люкс» по ботве – «просто красавец». Клубни также были достаточно крупными, хоть и немного растрескавшимися (аномалия всё-таки дала о себе знать). Также хорошо смотрелся сорт «Браво», который сибирские селекционеры намерены использовать в последующей гибридизации. В целом уральская селекция показала себя с лучшей стороны. Это единодушно признали все эксперты, присутствовавшие на Дне поля. Не исключено, что уральские специалисты умеют получать очень здоровый посадочный материал, то есть достаточно ответственно относятся к своему делу. Возможно поэтому все «уральцы» так хорошо выглядят на испытательном участке.
Что касается новосибирской селекции, то она также выглядела достойно. Известный сорт «Лина» (СибНИИРС) смотрелся очень хорошо – как «снаружи», так и «изнутри». Ботва была сочно-зеленой, клубни также неплохие. Интересно, что знаменитые голландские сорта, которые занимают на наших фермерских плантациях внушительные площади, здесь нисколько не превосходили «Лину», а некоторые вообще выглядели блекло. Было очевидно, что устойчивость нашего сорта вполне соответствует заявленным характеристикам.
Как разъяснил ведущий сотрудник СибНИИРС Николай Полухин, сорт «Лина» был создан в 1989 году как комплексно устойчивый сорт, то есть устойчивый абсолютно ко всему. Именно по этой причине он по сию пору пользуется большой популярностью в Приморье, где из-за повышенной влажности растения очень сильно болеет.
Иными словами, «Лина» в состоянии конкурировать с известными голландскими сортами (что наглядно продемонстрировало проведенное сортоиспытание).
Хорошо себя показали и кемеровчане. Сорт «Тулеевский» (названный так в честь бывшего губернатора Кемеровской области Амана Тулеева) дает прекрасный урожай и достаточно устойчив к болезням. На испытательном участке он не уступал в этом отношении некоторым уральцам. По словам Анны Сафоновой, наши дачники обожают этот сорт за ровные клубни и мелкие глазки. В этом экстремальном году он оказался несколько мелковат, хотя в нормальные годы он всегда пышный и здоровый. Недаром он распространен в двадцати двух областях нашей страны.
Какие выводы напрашиваются после обзора этой панорамы сортов? Первый вывод: отечественные селекционеры способны работать на мировом уровне. Другое дело – развитие самой отрасли, а это, в свою очередь, упирается в политику и в экономику. Чтобы вытеснить с наших полей иностранцев, еще недостаточно вывести замечательный сорт. Необходимо создать мощнейшую инфраструктуру, связанную с производством в нужных количествах здорового посадочного материала и его грамотным продвижением на рынке. Разумеется, участники программы прекрасно понимают эти вещи, но пока указанный аспект не выходит на первый план при обсуждении проблем отечественного картофелеводства. Очевидно, предполагается, что пакет предложений для бизнеса полностью сформируется после окончания сортоиспытаний.
Второй вывод касается любителей, усилиями которых наша страна почти на 70-80% обеспечивает себя картофелем. Становится совершенно очевидным, что использование ими совершенно здорового посадочного материала является прекрасной страховкой от плохих урожаев, особенно в такие экстремальные годы, как нынешний. Надежные сорта, как мы убедились, у нас в стране имеются. Осталось приучить «частников» к регулярному обновлению семенного картофеля. Для чего, как мы понимаем, должны привлекаться наши научно-исследовательские учреждения и селекционные центры. СибНИИРС, кстати, давно ведет такую работу и намерен поступательно увеличивать предложение населению обеззараженных семян.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии