Жара всё еще в тренде

Как всегда, «неожиданные» январские морозы породили у нас волну скепсиса относительно глобального потепления. В России, как я уже неоднократно говорил, существует довольно большое сообщество убежденных скептиков, считающих, будто эта тема навязана человечеству некими темными силами. А в реальности, мол, процесс начинает разворачиваться в противоположную сторону – в сторону похолодания. Нынешняя холодная зима дала этим скептикам дополнительный повод для таких рассуждений. Как и следовало ожидать, в трескучих январских морозах они увидели, наконец, «долгожданную» смену тренда.

Странно здесь то, что большинство из нас прочно забывает аналогичные суровые зимы, несколько раз накрывавшие всю Европу (включая и западную часть России) в течение нынешнего столетия. Вспомним хотя бы события трехлетней давности. Так, для стран ЕС зима в начале 2018 года ознаменовалась небывалыми снегопадами и аномальное низкими для Западной Европы температурами. Англию заваливало снегом, температура опускалась до отметки – 15 градусов по Цельсию, что привело к закрытию авиасообщений и школ по всей стране. Такие же снегопады и холода обрушились на территорию Франции. Дело дошло до того, что правительство призвало граждан ограничить в вечернее время потребление электроэнергии ввиду чрезвычайной ситуации. В шоке были и итальянцы, увидев заснеженные улицы Рима и Милана. Холода добрались до самого Неаполя. Восточная Европа также тряслась от нетипичных для тех мест морозов.

Всё это достаточно хорошо известно. Можно также вспомнить лютую зиму 2005-2006 годов, когда сильные холода накрыли огромную территорию от Западной Сибири до Западной Европы включительно. В Воронежской области температура опускалась до -40 градусов. В Ялте (то есть в субтропиках!) случились морозы до -20 градусов. В Краснодарском крае был нанесен сильный урон виноградникам. В Венгрии замерзло озеро Балатон.

Тем не менее, эти лютые зимы совсем не означали перелома тренда и начавшегося движения в сторону похолодания. Динамика средней глобальной температуры все равно оставалась положительной. Так, общий показатель 2006 года был выше, чем, например, показатель 2003 года (на 0,02 градуса) или показатель 2001 года (на 0,1 градуса). В свою очередь, 2018 год (несмотря на лютую зиму в Европе) превзошел по росту глобальной температуры показатель того же 2006 года на 0,21 градуса. Заметим, что подобные климатические флуктуации происходят регулярно. Они одинаково приложимы к обеим тенденциям. Поэтому точно так же нельзя связывать с фазой роста глобальной температуры и аномально теплую зиму. В современной климатологии зафиксированы случаи, когда суровые морозы приходились на пик восходящего тренда (например, в самом начале 1940-х годов). И наоборот, очень теплые зимы у нас в стране случались в 1960-х годах, когда на указанном временном отрезке наблюдалась общая тенденция к похолоданию.

По понятным причинам, мы пока не можем подводить итоги текущего года, зато уже появились соответствующие расчеты для года прошедшего. Как отмечается на сайте NASA, 2020 года стал самым теплым годом за всю историю наблюдений (начиная с 1880 года). Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2016 году. Я специально обращаю внимание на этот четырехлетний разрыв, поскольку предыдущее снижение темпов роста глобальной температуры представители «лагеря» скептиков пытались интерпретировать как начало закономерного и необратимого замедления этого процесса, который в ближайшее время якобы должен пойти по нисходящей траектории. Как видим, 2020 год не дает оснований для подобных интерпретаций.

Как утверждается в публикации, средняя глобальная температуры за минувший год оказалась на 1,02 градуса по Цельсию выше базового значения 1950-1980-х годов (напомню, что в климатологии оценка общей глобальной тенденции делается на основании тридцатилетнего отрезка). Отмечается, что последние семь лет оказались самыми теплыми за всю историю наблюдений. Отсюда климатологи делают вывод, что перед нами, возможно, разворачиваются весьма серьезные климатические изменения, способные привести к драматическим последствиям для планеты. В принципе, не так уж важно, насколько рекордным в этом отношении стал именно 2020 год. Опасения вызывает сама возможность того, что мы имеем дело с долгосрочной тенденцией, считают американские специалисты. Поэтому ученые уже сейчас настроены на то, что в недалеком будущем указанный рекорд будет побит.

В целом, за период наблюдений с 1880 года средняя глобальная температура поднялась на 2 градуса по Фаренгейту. Разумеется, это связывают с хозяйственной деятельностью человека. В то же время, несмотря на отчетливо выраженную тенденцию к росту глобальной температуры, необходимо понимать, что существуют факторы, способные несколько затормозить этот процесс. В первую очередь речь идет тех явлениях, которые оказывают влияние на прозрачность атмосферы, а значит, и на приток солнечной радиации. Например, сильные пожары, год от года накрывающие Австралию, не остаются без последствий для климата. Так, в первой половине минувшего года здесь были выжжены территории площадью 46 миллионов акров. В результате в атмосферу попало огромное количество дыма и мелких частиц, создавших преграду для солнечных лучей на высоте порядка 18 миль. Вероятно, это привело к небольшому охлаждению атмосферы.

Но, с другой стороны, вызванная пандемией коронавируса вынужденная остановка предприятий посодействовала некоторому снижению атмосферного загрязнения. Разумеется, параллельно должна была снизиться и эмиссия углекислого газа. Однако концентрация СО2, как ни странно, продолжает расти, а значит, тенденция к потеплению должна сохраниться. Кроме того, ученые обращают внимание на то, что 2016 год стал рекордным благодаря сильному влиянию со стороны Эль-Ниньо. В 2020 году такой «помощи» не наблюдалось. Стало быть, рост температуры во многом осуществлялся здесь за счет влияния парниковых газов, полагают ученые.

Важно учесть еще одно замечание специалистов. Рекордный по глобальной температуре год совсем не означает, что на всем земной шаре наблюдались сопоставимые рекордные температуры. В отдельных местах, действительно, отмечалась аномальная жара. Но так было далеко не везде. В долгосрочной перспективе некоторые территории будут разогреваться быстрее всех остальных. В первую очередь, как ни странно, речь идет об Арктике, которая за последние тридцать лет нагревается в три раза быстрее (!), чем остальные части планеты. Из-за сокращения площади морского льда снижается отражающая способность поверхности, в результате чего океан все больше и больше накапливает летнего солнечного тепла, что, опять же, сказывается на динамике роста глобальной температуры. Данный процесс, напоминают ученые, может иметь самоподдерживающий характер, что должно привести к дальнейшему сокращению площади льда. Следом, конечно же, ожидается повышение уровня Мирового океана со всеми вытекающими негативными последствиями для людей.

Ну и, наконец, необходимо обратить внимание на сам график роста глобальной температуры, начиная с 1880 года. Движение вверх выражено отчетливо. Однако рост этот идет не по прямой, а по очень «нервной», пилообразной траектории, похожей на кардиограмму. То есть в течение каждого десятилетия происходят резкие скачки вверх-вниз. Но при этом отскоки вниз оказываются меньше последующего роста. Так что в целом, на общем отрезке, происходит довольно отчетливый подъем глобальной температуры. Причем, примерно с 2010 года этот подъем явственно усилился. Поэтому, как указывают ученые, последнее десятилетие оказалось, по факту, самым теплым, несмотря на отдельные аномально суровые зимы.

Олег Носков