«Зеленая революция» против дикой природы

Мы уже писали о том, что так называемые «зеленые» технологии при внимательном рассмотрении окажутся не такими уж «зелеными», и их экологический ущерб может оказаться вполне сопоставимым с тем, что наносится окружающей среде из-за использования ископаемого топлива. Собственно, какой-то тайны в том не было, и противники энергоперехода говорили об этом регулярно. Сегодня эта тема становится еще более актуальной, поскольку масштабы разрушений, причиняемых природе в ходе «зеленой революции», уже очень сложно скрыть от широкой общественности.

Начнем с наиболее яркого примера – ужасающих последствий никелевого бума в Индонезии, ведущего к уничтожению тамошних тропических лесов и коралловых рифов, а также к загрязнению воздуха и воды. Какая связь между никелем и «зеленой революцией»? Связь прямая: никель очень сильно востребован в производстве такого «экологически чистого» транспорта, как электромобили (в обычных автомобилях на ДВС никель практически не используется). По прогнозам Международного энергетического агентства, расширение парка электромобилей (как один из важных путей снижения углеродных выбросов) к 2030 году увеличит спрос на никель как минимум на 65 процентов. А к 2040 году производители электромобилей и аккумуляторных батарей окажутся основными конечными потребителями никеля, заняв те позиции, что сейчас занимают потребители нержавеющей стали.

Индонезия на сегодняшний день является крупнейшим производителем никеля. На ее долю приходится примерно 15% мировых запасов никелевой руды. Эта руда залегает там неглубоко, что способствует распространению кустарной добычи, наносящей сильный вред тропическим лесам. Сейчас эти леса превращаются в открытые карьеры, где растительность банально выжигается для очистки пространства. Грязные стоки, образуемые добычей и выплавкой металла, стекают в ручьи, а затем попадают в море, нанося вред прибрежной морской фауне. Параллельно огромное количество плавильных фабрик загрязняют воздух токсичными выбросами – диоксидом серы, оксидом азота и угольной золой.

Из-за повального роста плавильных фабрик и выбрасываемых ими отходов пустеют местные пляжи и угасают рыбацкие деревни. Прибрежное рыболовство сокращается. Местные рыбаки вынуждены теперь на своих лодках заплывать все дальше и дальше в море, уже не рассчитывая на хороший улов.

За последние три года Индонезия подписала более десятка соглашений на поставку материалов для аккумуляторных батарей и электромобилей. Объемы сделки оцениваются на уровне 15 миллиардов долларов. Как это отражается на природе, мы уже сказали. Вот конкретный пример. В 2021 году в Центральном Сулавеси был построен завод по производству никеля, способный перерабатывать 13 миллионов тонн руды в год. До этого остров Сулавеси отличался хорошей экологией, был знаменит своими коралловыми рифами, местами для дайвинга и древними наскальными надписями. Сегодня он превращается в промышленный центр, что не сулит ничего хорошего экологии. Комплексы по переработке никеля теперь круглосуточно выбрасывают в воздух ядовитый дым, и эта картина как-то плохо ассоциируется с прекрасным безуглеродным будущим, ради которого как раз и затеяна программа электрификации автомобильного транспорта.

Интересен еще один факт, прямо связанный с производством автомобилей. На этот раз речь идет о Германии, где совсем недавно успел оскандалиться основатель компании Tesla – великий гений инноваций Илон Маск. Согласно новым анализам снимков со спутника, эта компания вырубила недалеко от Берлина около полумиллиона (!) деревьев, освобождая место для своего гигантского предприятия (как раз создающегося в рамках реализации стратегии «нулевых выбросов»). Вырубка осуществлялась с марта 2020 года по май 2023 года на площади 329 га. Согласно расчетам, данное количество деревьев способно было ежегодно поглощать 13 тысяч тонн углекислого газа! Однако, с точки зрения апологетов «зеленого курса», этот уничтоженный участок леса – лишь вынужденная жертва для более масштабного задела по сокращению углеродных выбросов (имеется в виду переход на электромобили).

Кстати, экологические активисты хотели помешать строительству этой гигантской фабрики. Весной нынешнего года они устроили неподалеку лагерь и попытались взять штурмом место строительства. Был даже предпринят поджог опоры электропередач. Протест, конечно же, был подавлен, хотя не так жестко, как на то рассчитывал главный виновник строительства – Илон Маск. Он раскритиковал местную полицию за попустительство в отношении протестующих. Последних он обвинил в левацком радикализме и будто бы назвали их «тупыми».

Двусмысленность подобных ситуаций в том, что ненависть экологических активистов начинает направляться на стартапы, реализуемые в рамках «зеленой» стратегии. Напомним, что компания Tesla постоянно бравирует экологическими показателями своей деятельности. И строительство в Германии гигантской фабрики по производству электромобилей как раз и призвано было продемонстрировать реализацию этих намерений во имя «чистого» будущего. Но, как видим, что-то здесь не срослось.

Судя по всему, пока это только начало процесса. Экологическое движение, которое много сделало для популяризации климатической темы, вынуждено будет наступить на горло собственной песне, когда неприглядная сторона «зеленой революции» станет очевидной для многих. Об этом уже начинают сообщать достаточно известные информационные ресурсы.

Так, совсем недавно  The SPECTATOR разместил весьма нелестную публикацию о «зеленой» энергетике. Автор статьи с сожалением пишет о том, что все надежды на ветряные турбины и солнечные панели, якобы призванные «освободить» европейцев от углеводородной зависимости, оказались иллюзорными. Сколько бы ни строилось ветропарков и солнечных электростанций, от атомных генераторов и ТЭС уйти не удастся. Это становится понятным только сегодня. Однако почему об этом не принято было говорить раньше?

Тем не менее, достигнутые к нашему дню масштабы перехода на ВИЭ уже становятся шоком для тех, кто еще несколько лет назад искренне поддерживал это направление. Да, энергии ветра и солнца на поверхности земли очень много. Но когда речь заходит о ее масштабном использовании в целях удовлетворения наших текущих потребностей в электричестве, нам потребуется выделять огромные площади под солнечные и ветряные электростанции. Эти площади уже сейчас настолько велики, что своим масштабом как раз и начинают вызывать шок у очевидцев. Так, одна из новых ветряных электростанций в Британии («София») мощностью 1400 МВт охватывает площадь около 600 квадратных километров. И чтобы реализовать «зеленые» амбиции руководства страны, потребуется построить еще тридцать (!) таких же электростанций, сокрушается автор статьи.

Чтобы было понятно: на указанной площади размещается как минимум сто ветряков мощностью 14 МВт и высотой 252 метра! Каждая лопасть турбины имеет длину 108 метров и весит 65 тонн. Общий вес каждого ветряка (вместе с фундаментом) составляет не менее 3000 тонн! То есть, в совокупности на каждую такую электростанция приходится по 300 тысяч тонн промышленного оборудования, где основным материалом является сталь. Плюс - бетон, стекловолокно и эпоксидная смола. А теперь всё это умножаем на тридцать и получаем девять миллионов тонн! Эта масса в полтора раза превышает годовое производство стали в Великобритании.

Для автора статьи нет сомнений в том, что реализация «ветряных» амбиций нынешнего руководства этой страны обойдется в кругленькую сумму. А значит, «чистая» энергия никак не будет дешевой. Мало того, такие объекты вряд ли имеют большой срок эксплуатации.

С солнечной энергетикой, по мнению автора, дела обстоят также не очень хорошо. Если сравнивать солнечные электростанции с атомными реакторами, то можно впасть в уныние, поскольку АЭС производительнее СЭС в сотни раз (не говоря уже о ветряках, чья производительность оказывается еще ниже). 

Автор приходит к печальному выводу: затеянный «зеленый» энергопереход означает замену высокопроизводительных систем на системы с низкой производительностью, где, по сути, делается ставка на количество. Как мы понимаем, это количество, в свою очередь, предполагает высокие капитальные затраты, гигантские объемы материалов и как следствие – повышенную нагрузку на экосистему. И самое нелепое во всей этой истории: основная часть оборудования для европейской «зеленой» энергетики производится в азиатских странах с использованием ископаемого топлива!

В общем, европейским читателям уже начали выдавать неудобную правду. Понятно, что западные политики продолжают демонстрировать свою приверженность делу «зеленой революции», однако нет никаких сомнений, что в массах недавний «революционный» энтузиазм начинает угасать.

Константин Шабанов