Ямы на дорогах – следствие «дыр в головах»

Плохое состояние дорожного покрытия – это то, за что чаще всего «влетает» нашим городским властям со стороны разных гражданских активистов. В последнее время поток нареканий заметно усилился, и в Сети нередко можно видеть видеосъемки якобы «инновационного» подхода к ямочному ремонту, когда во время дождя выбоины в асфальте банально заваливают какой-то смесью, похожей по цвету на песок.

По случайному совпадению, еще в феврале этого года директором Института химии твердого тела и механохимии СО РАН Николаем Ляховым была озвучена одна из разработок, вполне пригодная, по его словам, как раз для ямочного ремонта. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть проявил к этой теме интерес, и потому у кого-то могло возникнуть впечатление, будто описанный выше «инновационный» способ имеет какую-то связь с предложениями ученых. На самом деле, конечно же, озвученная технология еще не применялась. По всей видимости, ее испытание со стороны ИХТТМ СО РАН пройдет на «пилотном» участке самой убитой дороги Академгородка.

Такое решение, судя по заявлению начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александра Люлько, прозвучавшее 27 апреля на пленарном заседании Форума городских технологий, принято на уровне мэра города. Сам Николай Ляхов воспринял данную информацию с легкой иронией:

«Спасибо за рекламу. Это самое лучшее занятие для академической науки – класть дороги. Но, тем не менее, это необходимо делать, потому что любую идею надо проверять в реальности, и мы этого правила строго придерживаемся. Поэтому, хотим мы того или нет, но выделенные средства – если они будут – мы освоим обязательно, в том направлении, о котором здесь говорилось».

Судя по всему, нашим ученым, профессионально разбирающимся в проблеме, уже надоело смотреть на то вопиющее безобразие, что творится у нас в сфере дорожного строительства, включая и пресловутый «ямочный ремонт». Шутка ли, когда возле здания Президиума СО РАН в асфальте продавлена глубоченная колея, сам вид которой вступает в явный диссонанс с разговорами о технических инновациях и лидирующих позициях Новосибирского Академгородка в сфере научных разработок. О каких инновациях может идти речь, когда у академиков буквально «под носом» находится такое кричащее свидетельство откровенной технологической безграмотности – продавленный колесами асфальт?

Николай Ляхов во время пленарного заседания как раз провел небольшой технологический ликбез, адресованный, надо полагать, представителям городского руководства. В последнее время ямы на дрогах «становятся системной болезнью»,  отметил ученый. На его взгляд, здесь есть одна общая для страны проблема, нуждающаяся в решении. Порядка 70% наших дорог – это дороги с асфальтобетонным покрытием. Россия в этом отношении мало чем отличается от других стран. Но есть один существенный момент, характерный именно для территорий нашей страны – суровые природно-климатические условия. Например, север США находится на широте Сочи! Что уж тут говорить о Сибири, где условия эксплуатации дорог не в пример сложнее? Даже применив «один в один»  передовую американскую технологию, результат всё равно будет хуже, чем в Америке.

Условия эксплуатации дорог в наших краях – это годовые колебания температур от 50 градусов со знаком «минус» до 50 градусов со знаком «плюс» Данное обстоятельство почему-то упускается из виду как строителями дорог, так и теми, кто такое строительство заказывает и, по идее, должен его контролировать. Как специально подчеркнул Николай Ляхов, существующую «гостовскую» технологию дорожного строительства нельзя одинаково применять и в Москве, и в Новосибирске, поскольку разные климатические зоны определяют разные условия эксплуатации. Но самое главное – это разные условия формирования дорожного полотна. Почему так широко применяется асфальт? Просто потому, что здесь мы имеем возможность быстро запускать трассу в эксплуатацию после строительства. Однако, обращает внимание ученый, в погоне за простотой и дешевизной зачастую игнорируется срок службы дорожного полотна: быстро сделали – быстро поехали. Соответственно, быстро отчитались о проделанной работе. А дальше – хоть трава не расти. В результате как раз и вырисовываются знакомые проблемы: колеи и ямы на дорогах, устраняемые «скороспелым» и столь же непродуманным «ямочным ремонтом». 

Условия эксплуатации дорог в наших краях – это годовые колебания температур от 50 градусов со знаком «минус» до 50 градусов со знаком «плюс». На жаре асфальт размягчается, вызывая колейность. Затем он становится хрупким, что ведет к появлению ям и выбоин. Можно, конечно же, использовать различные добавки, однако это приведет к удорожанию дорожного строительства. И радикально повлиять на улучшение асфальтового покрытия в сибирских условиях очень непросто.

Кроме того, у нас для строительства дорог берут те битумы, которые есть в распоряжении строителей. Их качество оставляет желать лучшего из-за наличия относительно большой доли парафина (плавящегося на жаре как свечка). Но ни строителей, ни заказчиков это обстоятельство не волнует, поскольку в нынешних условиях определяющим фактором является исключительно стоимость строительства – берется тот вариант, который дешевле. Результат – налицо.

По-хорошему, напоминает Николай Ляхов, дорожное полотно должно служить 30-40 лет. В европейской полосе страны этот показатель составляет 7-10 лет. У нас в Сибири – всего 3-4 года!

«Только не надо думать, что над этой проблемой никто не работает», – заметил Николай Ляхов. Он напомнил, что в 2014 году в Москве построен завод, выпускающий специальные полимер-модифицированные битумы. Фактически, мы пошли по американскому пути. Но, к сожалению, объемы производства упомянутого предприятия крайне невелики для всей страны. Показательно, что совсем недавно был принят соответствующий ГОСТ по битумам. Однако его применение (внимание!) будет добровольным! Занятно, не так ли? Фактически, делать дороги на скорую руку из дешевых материалов законом не возбраняется. А значит, нас и впредь жду колеи и ямы на асфальте.

Есть ли, в таком случае, какие-либо серьезные технологические альтернативы, особенно для Сибири? Директор ИХТТМ СО РАН предлагает использовать отходы топливно-энергетического комплекса, в первую очередь – золо-шлаковые отходы ТЭЦ. По словам Николая Ляхова, речь, по большому счету, идет об аналоге асфальтобетонного покрытия, которое можно делать буквально из подручных материалов. В принципе, уточняет он, все дороги делаются из местных подручных материалов. Но чтобы добиться хорошего результата, требуется высочайшая технологическая культура. ИХТТМ СО РАН отработал технологию получения на специальных мельницах особого вяжущего, пригодного для изготовления хороших строительных материалов. Технология переработки золо-шлаковых отходов специалистами Института также хорошо отработана и все необходимые регламенты прописаны. «У зол, – объясняет ученый, – имеется одно интересное свойство: они содержат пустотелые сферы, благодаря чему компенсируется давление воды, если она там присутствует». Морозостойкость бетонов на такой основе существенно выше морозостойкости обычного бетона. «Поэтому такие золы можно и нужно использовать для дорожного строительства», – настаивает Николай Ляхов.

Будем надеяться, что данная технология как раз и будет продемонстрирована на одном из «убитых» участков Академгородка. Это, несомненно, окажется для города самой востребованной инновацией.

И напоследок – один интригующий факт.

На днях глава Российского правительства Дмитрий Медведев в ходе совещания по улучшению региональных и муниципальных дорог потребовал, чтобы строительные компании при строительстве использовали технологии, соответствующие климатическим условиям конкретного региона.

При этом он посоветовал чаще привлекать к ответственности «дорожников», не соблюдающих нормативных требований, «натравливать на них прокуратору, чтобы они работали, как следует».

Показательно, что премьер-министр описал проблему почти в тех же словах и выражениях, что и академик Николай Ляхов. Складывается впечатление, что Дмитрий Медведев ознакомился с материалами новосибирского Форума городских технологий. Имеет ли тут место простое совпадение или нет, гадать не будем. Ясно, что проблема достигла такой остроты, когда закрывать на нее глаза рукой уже невозможно даже на самом высоком уровне.

Олег Носков