Всё идет не по плану

По Новосибирску бродит призрак опустевшего Детройта… То, чего больше всего опасалось новое городское руководство, внезапно замаячило перед нами этой весной. Патриоты города получили тревожный сигнал. Точнее, даже не сигнал, а звонкую пощечину. Получили ее оттуда, откуда ждали совсем другого.

На днях стало известно, что авиационный завод имени Чкалова может лишиться возможности дальнейшего производства истребителей Су-34. Как сообщает интернет-портал «Тайга.инфо», производство этих машин переносится на авиационный завод имени Гагарина в Комсомольск-на-Амуре. Интересно, что еще в феврале этого года полпред президента в СФО Сергей Меняйло, посетив Чкаловский завод, открыто заявил, что таким крупных предприятиям ВПК необходимо будет в полной мере использовать высвобождаемые мощности для выпуска гражданской продукции.

Фраза, как видим, была произнесена не впустую. После того, как выпуск Су-34 переведут в другой регион, вопрос о конверсии встанет сам собой. Мало того, уже ходят слухи, будто Чкаловскому заводу угрожает полное закрытие, в результате чего работы могут лишиться как минимум семь тысяч человек. Пока в это верится с трудом, но давайте вспомним, что когда-то в числе банкротов точно так же неожиданно оказался завод «Сибсельмаш». Причем, по схожей причине – из-за прекращения госзаказа на продукцию военного назначения. Все попытки спасти хотя бы часть мощностей за счет перехода на «гражданку» особым успехом не увенчались. Так, завод «Сибсельмаш-Спецтехника», который заблаговременно был оформлен как отдельное юридическое лицо, оказался не в состоянии конкурировать с другими производителями той же самой спецтехники (о чем мне в свое время лично рассказал заместитель генерального директора).

Для "Сибсельмаша" путь к банкротству начался с конверсии Заметим, что завод «Сибсельмаш» в свое время был для Новосибирска такой же легендой, какой пока еще остается завод имени Чкалова. Его неожиданное банкротство вызвало тогда широкий резонанс. Со стороны некоторых депутатов Госдумы слышались даже предложения по «возрождению» легендарного предприятия. Поэтому на фоне этой печальной истории банкротство Чкаловского завода уже не выглядит чем-то фантастическим. Пока мы ничего предрекать не будем. Однако несомненно то, что озвученная проблема наносит сильный урон имиджу нашего города как интеллектуальной и промышленной столицы Сибири. Причем, этот урон ощущается намного острее на фоне экономической политики, проводимой новым руководством города.

Напомню, что до 2014 года концепция экономического развития Новосибирска была незамысловатой. И в региональном правительстве, и в самой мэрии на наш город смотрели как на «большую барахолку», как на перевалочный пункт для импортных товаров и мощный транспортно-логистический узел. Склады, оптовые рынки, гостиничные комплексы и увеселительные заведения для приезжих – примерно так воображали себе облик города представители бывшего руководства. Собственно, ничего оригинального в их политике не было. Как мы знаем, история Новониколаевска тесно связана с железной дорогой и транспортировкой товаров.

Но с 2014 года концепция поменялась. Новое руководство стало апеллировать к тому периоду истории, когда Новосибирск из «большой барахолки» превратился в крупный научно-промышленный центр. Большое место в этой легенде стали занимать военные предприятия (переброшенные сюда во время войны) и, конечно же, Новосибирский Академгородок как центр инноваций (почти целиком работавший когда-то на оборонку). В этой связи было предложено развивать город с опорой на собственный промышленный и научно-технический потенциал. Надо сказать, что сами по себе ориентиры были выбраны правильно. Прежнее руководство, например, ни в грош не ставило участия в экономике научных организаций. Это было два параллельных мира. Новое руководство сразу же попыталось вступить в деловые отношения с представителями академической общественности.

Разумеется, в этой модели в роли локомотивов промышленного развития должны были выступить ведущие предприятия новосибирского ВПК, где авиазаводу имени Чкалова отводилось очень важное место. Причем, именно истребитель Су-34 воспринимался как главный символ наших технических возможностей. Как раз по этой причине перевод производства в Комсомольск-на Амуре я воспринимаю как звонкую пощечину новосибирцам.

Вопрос: почему сложилось всё именно так, почему Новосибирск «обнесли»? Есть ли в том какая-то интрига или нет, гадать не будем. Постараемся лучше выявить объективные причины и объективные последствия наметившегося сценария, когда производство неожиданно переводят в другие города и даже в другие страны.

Как я уже сказал, ставка на предприятия ВПК в свое время имела серьезный смысл. Давайте вспомним, какова была внешнеполитическая обстановка в 2014 году. Возникало впечатление, будто мы живем на пороге новой холодной войны. Отсюда, естественно, делались выводы о возрастании роли ВПК и научных организации (примерно как во времена СССР). В федеральном руководстве делались очень громкие заявления на этот счет, оборонным предприятиям сулили крупные заказы. Даже озвучивались астрономические суммы государственных расходов. Понятно, что Новосибирску было бы глупо упускать такой шанс. И надо сказать, что наши военные предприятия подготовились к этой «гонке вооружений» основательно, серьезно потратившись на обновление производственных фондов.

Однако, как говорится, недолго музыка играла…  Обещания больших столичных начальников, мягко говоря, далеко не во всем совпали с реальностью. Уже два года назад директора военных заводов были официально предупреждены насчет возможной конверсии. И вот теперь, похоже, предупреждение начинает сбываться. Государственные заказы оказались не столь внушительными, чтобы их всем хватило поровну.

Какие выводы нам предстоит сделать из этой истории? Прежде всего, надлежит усвоить, что целиком полагаться на темы федерального уровня для муниципалитетов не совсем оправданно. Работа военных предприятий от политики городского руководства нисколько не зависит. Что касается политики центрального руководства, то опыт уже наглядно показал, что это – вещь совершенно непредсказуемая. Сегодня вам наобещали золотые горы, а завтра всё изменится, и окажется, что государство вам «ничего не должно».

Поэтому, необходимо сосредоточиться на своей собственной – пусть локальной, но все же «исторически» значимой теме. Думаю, не надо постоянной демонстрации полезности нашего города для всей страны. Достаточно добиться неординарного решения каких-то своих проблем, но таких, которые понятны всем и актуальны для всех городов и весей. К примеру, почему бы мэрии не построить современное предприятие по термической утилизации мусора, опираясь на собственный производственный и научно-технический потенциал.  Напомню, что одно такое предприятие уже успешно работает недалеко от Новосибирска, эффективно сжигая опасные медицинские отходы. Причем, наши производственники в состоянии построить аналогичное предприятие для утилизации ТБО. Пусть оно будет небольшим, пусть оно лишь частично разгрузит всего лишь один мусорный полигон. Но это будет замечательный прецедент, показательный для всей страны. Мало того, такое предприятие удачно вписывается в современные инновационные «зеленые» тренды. Таким путем Новосибирск  может легко восстановить свой имидж и подтвердить репутацию интеллектуальной столицы Сибири.

Если же мэрия окажется не в состоянии решить даже такую не особо сложную, но принципиально важную задачу, то дальнейшие разговоры становятся бессмысленными. Да, мы реально утратим инициативу в вопросах инновационного развития. И тогда «призрак Детройта» будет уже не пугающей метафорой, а обозначением вполне реальной социально-экономической ситуации. 

Константин Шабанов