Ветер для «зеленого» водорода

Судя по некоторым данным, европейская возобновляемая энергетика находится на пороге «диалектического» перехода в новое качество. Газовая эпоха не закончилась – она переходит на новый, технологически более высокий уровень. Такие предположения следуют из планов развития немецкой газотранспортной системы на период 2020-2030 гг.  Из этих планов следует, что руководство Германии готовит, образно говоря, «водородную» революции в системе производства и транспортировки энергоресурсов. Признаки такой революции уже маячили на горизонте. Но похоже на то,  что теперь продвижением новой энергетической стратегии займутся совершенно осознанно и целенаправленно.

В конце января текущего года Ассоциация немецких операторов газотранспортной системы опубликовала карту перспективной общенациональной газовой сети, предназначенной для транспортировки «зеленого» водорода. Ее общая протяженность  составляет порядка 5900 километров. Почти на 90% она будет основана на существующей сети, по которой осуществляется транспортировка природного газа. Таким образом, немецкие газовые операторы не уходят «в увольнение», а повышают квалификацию в принципиально новых условиях. Просто теперь по трубам потечет другой – «чистый» - газ, не оставляющий углеродного следа.

Сделаем небольшое уточнение. В соответствии с современными экологическими стандартами не всякий водород может считаться «чистым» (то есть «зеленым»). Таковым он будет только в том случае, если при его производстве не происходило выбросов углекислого газа. Как мы знаем из курса химии, водород получают путем электролиза воды. В этой связи принципиальное значение имеет источник электрической энергии, с помощью которой осуществляют химическую реакцию. Если электричество получено с помощью «чистой» энергии (ветра или солнца), значит «чистым» окажется и происхождение водорода. Электричество, произведенное с помощью ископаемого топлива, входить в данный перечень не может по определению.

Ассоциация немецких операторов газотранспортной системы опубликовала карту перспективной общенациональной газовой сети, предназначенной для транспортировки «зеленого» водорода В настоящее время стали известны планы правительства Германии по увеличению производства и внутреннего потребления «зеленого» водорода. Для реализации этих планов уже разработана программа соответствующих мероприятий, направленных на дальнейшее развитие энергетического комплекса и поддержку необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Согласно целевым индикаторам, к 2030 году потребление водорода в стране должно на 20% обеспечиваться «чистыми» источниками энергии. В настоящее время его потребление стремительно растет. Причем, спрос на водород может превысить возможности внутреннего производства. Поэтому какую-то часть «зеленого» водорода придется импортировать. Чтобы у потребителей не было никаких сомнений в «безуглеродном» (то есть «зеленом») характере ввозимого газа, правительство предлагает создать специальную международную систему отслеживания происхождения энергоресурсов.

Надо сказать, что в странах ЕС – в свете проводимой политики декарбонизации - стали весьма трепетно относиться к происхождению потребляемой энергии. Растущая популярность возобновляемых источников поставила многие компании перед необходимостью проверки «чистоты» покупаемого электричества. По указанной причине на энергетическом рынке Европы появился соответствующий «зеленый» сертификат, гарантирующий экологическую «чистоту» товара (своего рода аналог «органической продукции» в сельском хозяйстве).  В последнее время со стороны некоторых игроков выдвинуты новые предложения, призванные обеспечить максимальную прозрачность происхождения электроэнергии. Предложенная система позволит потребителю за кратчайшее время самостоятельно отследить, из какого источника получено покупаемое электричество. Показательно, что в работе над данным проектом принимает участие компания Microsoft, которая уже в течение нескольких лет наглядно демонстрирует переход на «безуглеродные» источники энергии.

В свете сказанного совершенно понятно, почему правительство Германии, разрабатывая свою водородную стратегию, заранее побеспокоилось о мерах по отслеживанию происхождения «чистого» газа, чей безуглеродный характер должен быть вне подозрений. Экологически «сознательный» потребитель требует на сей счет абсолютных гарантий.

Что касается производства «зеленого» водорода, то для этих целей планируется задействовать мощности ветровых электростанций (то есть «чистую» энергию). Германия уже имеет такой опыт. В частности, с помощью энергии ветра «зеленый» водород производят в Нижней Саксонии. Здесь он используется в качестве сырья для получения синтетического метана (метан, в свою очередь, транспортируется по трубам существующей газотранспортной системы). Для реализации водородной стратегии правительство Германии намерено выделить отдельные участки морской акватории для дополнительного строительства офшорных ветровых электростанций.

Кстати, сама идея наращивать мощности офшорной ветроэнергетики в целях производства «зеленого» водорода не является выдумкой немецкого правительства. Пару лет назад с этим предложением выступили известные компании – нефтегазовый концерн Shell, компания Siemens и поставщик электроэнергии Tennet. Ими была предложена новая тендерная модель, позволяющая до 2026 года обеспечить дополнительные офшорные мощности в объеме 900 МВт в сочетании с производством «зеленого» водорода. Считается, что потенциал энергии ветра в открытом море используется далеко не в полной мере. Использование этого потенциала для реализации водородной стратегии есть важный шаг в деле перехода к возобновляемой энергетике будущего, где «зеленый» водород будет играть очень большую роль в энергетическом балансе.

Соответственно, в рамках этой стратегии весьма своевременной выглядит упомянутое выше предложение по созданию общенациональной водородной сети. Если потребление «чистого» газа начнет увеличиваться в предсказанных темпах, то его оперативная доставка потребителю будет иметь решающее значение. Существующая газотранспортная система в этом случае окажется хорошим подспорьем. Напомним, что в настоящее время перевод «зеленого» водорода в синтетический метан диктуется, в основном, вопросами инфраструктуры. Если существующие газовые сети будут переоборудованы для транспортировки водорода, надобность в производстве синтетического метана может отпасть. То есть водород будет использоваться в энергетике напрямую.

Существует лишь одна небольшая загвоздка – стоимость «чистого» электричества для производителей «чистого» газа. Как мы знаем, инвестиции в возобновляемую энергетику поддерживается за счет «зеленых» тарифов, имеющих надбавки к стоимости произведенной электроэнергии. Как ни крути, но предприятия вынуждены дополнительно раскошеливаться на такую электроэнергию. Производителям «зеленого» водорода, очевидно, также приходится поддерживать эту «чистоту» из своего кармана. Отсюда неизбежно вытекает требование к правительству – пересмотреть «зеленый» тариф для участников непосредственной реализации водородной стратегии. Как будут в этом вопросе сведены концы с концами, пока еще не ясно.

Зато очевидно одно: Европа вовлеклась в уникальный, но в то же время сложный и затратный эксперимент. Его последствия мы пока предсказать не беремся. Но если у них всё получится, то европейцы окажутся в совершенно новом и чудесном мире – в прямом смысле этого выражения. 

Андрей Колосов