Как известно, с нынешнего года все организации страны, занимающиеся исследовательской деятельностью за счет средств федерального бюджета, обязаны представлять свои планы, отчеты, программы развития на экспертизу в Российскую академию наук. Для некоторых коллективов рекомендации РАН по итогам проведенной оценки могут иметь серьезные последствия. Если эксперты сделают выводы о нецелесообразности финансирования разрабатываемых направлений, темы придется закрывать.
Правила осуществления академией научного и научно-методического руководства были определены постановлением Правительства РФ №1781 от 30.12.2018 года. В последние месяцы готовились и обсуждались документы, определяющие критерии оценки, а также формы представления планов, отчетов, заключений. И вот процесс начал набирать обороты: в РАН поступили годовые отчеты от организаций, подведомственных Минобрнауки. По нашей просьбе о том, как академия реализует свои экспертные функции, рассказал вице-президент РАН Алексей ХОХЛОВ .
- В прошлом году РАН осуществила своего рода пилотный проект - анализ отчетов и планов академических НИИ. Ходили слухи, что в процессе возникли проблемы с экспертами. Их не хватало, не по всем направлениям удавалось подобрать специалистов. Как будете справляться сейчас, когда объем работы возрастет?
- Мы попросили отделения расширить круг экспертов, и они это сделали. Пытаемся привлечь к экспертной деятельности представителей всех ведущих научных организаций страны, в том числе подведомственных правительству: МГУ, СПбГУ, Курчатовского института, ВШЭ, РАНХиГС. Разослали в эти структуры запросы рекомендовать дополнительных экспертов. Хватит ли специалистов, скоро увидим. В ближайшие полтора месяца нам предстоит напряженная работа. На экспертизу поступили более девяти тысяч отчетов из подведомственных министерству НИИ и около полутора тысяч из вузов.
- Отчеты пришли только от Минобрнауки? А что другие министерства и ведомства?
- Это первая партия. Ждем отчеты от всех государственных структур, которые финансируют научные исследования, состоим с ними по этому поводу в интенсивной переписке. Сейчас мы переживаем переходный период. Между прочим, еще не утверждены проекты документов, регламентирующих процедуры в рамках научного и научно-методического руководства РАН, в частности, формы, по которым организации должны отчитываться. Все эти положения были опубликованы на сайте, где размещается информация по проектам нормативных правовых актов, и прошли общественное обсуждение, но в свет пока не выпущены.
- Почему утверждение затягивается?
- Точно сказать не могу. Но речь ведь идет о нормативных актах федерального уровня, которые должны пройти экспертизу в правительстве, в частности, в Минюсте. Спешка здесь не уместна. Мы надеемся, что существенных изменений эти документы не претерпят, поэтому рекомендовали их использовать до формального принятия.
- Недавно РАН завершила работу по экспертизе проектов, которые подали академические институты, участвующие в запущенной Минобрнауки программе «Новые лаборатории». («Поиск» писал о ней в №48, 2018 год.) Каковы результаты рассмотрения заявок?
- На экспертизу в РАН поступили 287 проектов. На первом этапе были «отбракованы» 38, но авторы 19 из них смогли исправить недочеты (такая возможность предусмотрена процедурой). В итоге отвергнуты 19 проектов (6,6%).
- А в какой области больше всего отклоненных проектов?
- В сельскохозяйственных науках.
- Таким образом, в этом году будут созданы более 250 лабораторий. На каждую обещано выделить около десяти научных ставок, обеспеченных средними зарплатами не ниже двойных средних по региону. Хватит на это средств?
- Финансирование программы - проблема министерства. В задачу РАН входило оценить актуальность тематик, квалификацию научных коллективов. Конечно, нас не может не радовать, что в соответствии с условиями программы численность сотрудников академических институтов в ближайшее время увеличится на две с лишним тысячи человек.
- Говорят, что в некоторых институтах новые лаборатории начали финансировать еще до того, как РАН завершила экспертизу.
- Лимиты бюджетных обязательств по этой программе до НИИ доведены давно, то есть в институтах знали, сколько получат в случае успешного прохождения проектов. Те, кто были уверены в себе, наверное, посчитали возможным выделить средства на работу лабораторий из «внебюджетки» - на свой страх и риск.
Волчкова Надежда
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии