Прошедшая Третья Всероссийская научная конференция с международным участием «ЭНЕРГО - И РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ» (Институт теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН) привлекла внимание специалистов из Монголии. Интерес был здесь далеко не случаен. Как выяснилось, в соседней Республике вопросам экологии и использованию возобновляемых источников уделяют повышенное внимание. И уже добились весьма заметных успехов. Кроме того, работа в указанном направлении прямо затрагивает и экологию озера Байкал. Обо всем этом мы побеседовали с нашим монгольским гостем, профессором Д. Басандорж.
- Господин Басандорж, Вы профессионально занимаетесь вопросами альтернативной энергетики, занимаетесь проблемой очистки воздуха, очистки стоков. На каком уровне сейчас находится эта работа в Вашей республике?
Вообще, в последнее время у нас загрязнение воздуха, почвы и воды становится очень серьезным вопросом. Эта та проблема, которую мы сейчас стремимся решить. А для этого, как мы понимаем, необходимо развивать науку и внедрять инновации. Подобные проблемы в мире решают именно инновационные технологии. И надо сказать, что найдено уже достаточно много решений. Нам, в данном случае, необходимо изучить мировой опыт. Для чего, собственно, мы и посещаем подобные конференции. Обмен информации – это очень важно. Надо собрать имеющиеся решения, изучить их и выделить то, что подойдет нам. То есть приспособить их к условиям нашего региона.
Потому что технологии рассчитаны на разные климатические условия. Иначе говоря, мы делаем «рекультивацию» имеющихся технологий, приспосабливаем их для себя. С этой цель я езжу в разные страны, например, в Германию, в Японию, Россию, Америку и Китай. У меня уже достаточно много друзей и знакомых среди зарубежных ученых, которые занимаются этими технологиями.
- Что-то конкретное уже используется?
Каждую технологию мы не просто изучаем, но еще и испытываем. Только после испытаний принимается решение о ее внедрении. К примеру, для нас подходили американские технологии очистки сточных вод – бытовых и производственных. Мы приспособили их к монгольским условиям. В итоге добились нормальной очистки. Обходится она где-то в 25 копеек на кубический метр стока. По нашим деньгам это вполне приемлемо.
- Что Вас заинтересовало у нас, в России?
В феврале я делал в Иркутске презентацию по чистоте Байкала. К этой проблеме серьезно относятся во всем мире, в том числе и у нас, в Монголии. Ведь на Байкал более 70% воды поступает как раз из Монголии. Если наша вода будет грязной, то тогда и вода Байкала станет грязной. Поэтому мы очень серьезно работаем в этой области. Сейчас мы боремся с загрязнениями, а для этого нам необходимо обладать соответствующими технологиями, приспособленными к нашим, монгольским условиям.
Сюда, в Институт теплофизики, я приехал потому, что меня заинтересовал проект «Экодом». Он заключает очень хороший принцип. Монголия – по территорию страна большая. Население – очень маленькое. Почти каждый житель имеет юрту, имеет свой маленький дом. Отсюда возникает вопрос сточных вод – как их очищать? Надо иметь в виду, что в Монголии земля теперь находится в собственности граждан. Государственной земли как таковой нет. Поэтому к земле каждый житель должен относиться бережно, поскольку она передается по наследству. Сюда же входит и вопрос отопления, сюда же - вопрос электроснабжения. В данном случае необходимо принимать решение, которое было бы не очень затратным, и при этом не наносило бы вреда окружающей среде. Поэтому мы сейчас изучаем соответствующие технологии. И то, что разрабатывается в Сибири, подходит и для наших условий. Жизненный уровень у нас, в принципе, также одинаков. В Америке и в Канаде, например, жизненный уровень высокий. Нам же необходимы технологии, подходящие для среднего и ниже среднего материального уровня. Здесь у вас, фактически, занимаются тем же. Так что нам есть чему учиться и есть возможность обмениваться мнениями. Возможно, в дальнейшем мы у себя в Монголии создадим схожую ассоциацию «Экодом». По этой причине мы налаживаем сейчас контакты с вашей организацией. Информации в мире, конечно, очень много. В таких вопросах, как мы понимаем, никаких секретов нет. Но, подчеркиваю, самое главное – это найти конкретные решения для конкретных условий.
- Насколько я понял, в вашей стране уже заметны какие-то перемены. То есть, инновации внедряются?
Да, это так. Например, мы уже отказываемся от отопления сырым углем. Ведь если топить углем, то будет большое загрязнение воздуха. Поэтому мы внедряем новые технологии. Сейчас используется принципиально новая система отопления, где тепло получается силой сталкивания молекул. Только в этом году уже было закрыто пять обычных котельных, и вместо них работают новые энергообъекты. Такую систему можно использовать и в маленьких домах, и в небольших общественных зданиях – школах, детских садах.
- Государство как-то влияет на этот процесс?
Конечно. Например, по нашим законам, с девяти вечера до шести утра электричество отпускается по нулевому тарифу. То есть ночью мы берем электричество бесплатно. Также широко применяется солнечная энергетика. Получается такой гибридный вариант. В последнее время планируется активнее использовать энергию ветра.
- Существуют какие-либо государственные программы, направленные на развитие возобновляемой энергетики?
Да, безусловно. Точно так же поддерживаются направления, связанные с очисткой стоков.
Скажем, если ты приобрел какую-то инновационную систему, то 60% ее стоимости тебе возвращают за счет государственного бюджета. Правда, сейчас перед нами стоит вопрос относительно того, какие системы использовать. Необходимо утвердить соответствующие стандарты. Нельзя поддерживать всё без разбора. Например, если ты приобрел некачественное китайское изделие, которое проработает не больше года, то выдавать за него деньги было бы неразумно. Так что нужны стандарты.
Главное, у нас утверждается такой принцип: если ты загрязняешь, то плати за это деньги. Не загрязняешь – не плати. Выбор – за человеком: использовать инновационную систему или платить штрафы.
- Насколько широко возобновляемые источники используются населением?
У нас был такой государственный проект: «Десять тысяч солнечных юрт». Теперь у нас все пастухи или чабаны имеют солнечные панели. И пользуются ими уже несколько лет: спокойно смотрят телевизор благодаря солнечным элементам. Теперь мы планируем к солнцу добавить ветер. Например, создать совмещенную систему, где один киловатт получается от солнца и еще один киловатт – от ветра. И государство намерено этот проект поддержать. Поддержка осуществляется через банк, где можно получить специальный заем. Без государственной поддержки, в принципе, развивать это невозможно.
Главное, еще раз подчеркну, необходимо определиться со стандартами, решить вопрос долговечности, качества, экономичности. Потому что рынок открытый, поэтому приходится кое-что отсеивать. И моя задача как раз заключается в том, чтобы найти оптимальное решение. Для чего, собственно, я езжу по миру и участвую в разных конференциях.
Беседовал Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии