На протяжении десятилетий ученые Института цитологии и генетики СО РАН, самостоятельно и в составе международных научных коллективов, изучают генетическое разнообразие народов Сибири. Ряд последних результатов, касающихся народов самодийской группы, был опубликован в виде статьи в журнале American Journal of Human Biology.
Самодийские языки относятся к уральской языковой семье и делятся, в свою очередь, на две ветви. К народам северной ветви относятся ненцы, энцы, а также нганасаны, живущие на полуострове Таймыр. Южная ветвь представлена селькупами, ареал которых доходит до Южной Сибири. Эти народы (несмотря на языковую общность) ведут достаточно разный образ жизни: одни занимаются оленеводством, другие – преимущественно охотники и рыболовы. И, как показали последние исследования, генетические корни у этих народов тоже разные.
В своей работе ученые применили новый подход, когда изучению подвергалась не только митохондриальная ДНК, но и аутосомные маркеры однонуклеотидного полиморфизма (SNP). В исследовании было задействовано большое число образцов ДНК из 27 современных популяций и из 6 древних популяций (археологические культуры Сибири). Все это позволило воссоздать более полную картину взаимодействия этносов в ходе заселения ими территории Сибири.
Надо отметить, что в этом процессе в разные эпохи участвовали самые разные этнические группы. Если говорить о современных народах, то, к примеру, буряты генетически близки к монголам, телеуты тяготеют к тюркоязычным популяциям Центральной Азии, ханты близки к селькупам, а нганасаны формируют отдельный кластер, близкий к эвенкам, юкагирам и корякам.
В целом, отмечают ученые, для сибирских этносов характерно высокое генетическое разнообразие, что можно объяснить, в том числе, эндогамией и дрейфом генов, возникающих в небольших изолированных популяциях. В результате, некоторые народы Сибири (нганасаны, эвенки, юкагиры и коряки), по-видимому, не испытали в своей истории заметного смешения с другими сибирскими популяциями. Другие же, напротив, хранят следы множественных смешений, и чаще всего с предками нганасан или эвенков.
Проведенное исследование помогает в решении вопроса о происхождении современных самодийских народов, уточняя гипотезу, что они являются потомками коренных палеолитических популяций, которые были ассимилированы древними самодийскими племенами, пришедшими из Южной Сибири в середине первого тысячелетия н.э.
– Нганасаны, вероятно, являются прямыми потомками палеолитической популяции охотников на диких северных оленей, жившей на территории Таймыра уже несколько тысячелетий, которая затем была ассимилирована пришлыми самодийцами, - отмечает заведующая лабораторией популяционной этногенетики ФИЦ ИЦиГ СО РАН, к.б.н. Людмила Осипова. – Их язык и материальная культура предполагают также доисторические контакты с популяциями тунгусов и юкагир.
Тундровые и лесные ненцы – потомки того же аборигенного племени, от которого происходят нганасаны, плюс значительный генетический вклад самодийских племен. А вот у селькупов несколько другая генетическая история, они хранят в своём генофонде существенную долю южных самодийских племен.
Полученные результаты имеют значение не только для изучения истории заселения Сибири человеком. Генетическое родство подразумевает и наличие генетических особенностей, возникающей у популяции в ходе адаптации к условиям проживания. В случае с Сибирью, речь идет о достаточно экстремальных природно-климатических условиях, в которых, тем не менее, в настоящее время проживают миллионы людей (Россия единственная страна в мире, построившая за Полярным кругом города с населением в десятки и сотни тысяч человек).
Вполне естественно, что по мере освоения этих огромных и нужных экономике страны территорий, все больше интереса вызывает опыт этносов, за тысячелетия приспособившихся к проживанию на них. Эта адаптация нашла отражение не только в обычаях и традициях этих народов, но и в их генофонде. Понимание этнической истории заселения Сибири позволяет лучше определять участки генома, ставшие адаптационным ответом популяции на вызовы окружающего мира. Авторы исследования нашли в геномах популяций Сибири множественные адаптации к низким температурам, сезонным колебаниям освещенности и ограниченным ресурсам пищи. Теперь эти находки стали материалом для дальнейших научных исследований.
Пресс-служба ФИЦ «Институт цитологии и генетики»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии