Делегация представителей посольств стран Евросоюза в России и ученые СО РАН обсудили возможное сотрудничество в рамках проектов, участие в которых предлагает ЕС.
Заместитель председателя Сибирского отделения, директор Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН академик Михаил Иванович Эпов отметил, что встреча носит, скорее, неформальный характер, ее цель — обозначить поле взаимной деятельности.
«Институты РАН, в том числе, и ее Сибирского отделения всегда были надежными и желаемыми партнерами в совместных проектах, причем, действующих на уровне как всего Евросоюза, так и отдельных стран-членов ЕС», — отметил глава отдела по науке и технологиям Представительства Европейского союза в Российской Федерации Ричард Бургер.
Его коллеги — второй секретарь Торгово-экономического отдела посольства Финляндии в РФ Пиа Сариваара-Хейккинен и атташе посольства Франции в РФ по университетскому сотрудничеству Гийом Гаррет — также сообщили о заинтересованности их стран развивать уже существующее сотрудничество по научным программам с российскими партнерами.
Представители СО РАН обозначили наиболее важные тематики, по которым можно было бы взаимодействовать с европейскими коллегами. В частности, директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН академик Николай Захарович Ляхов напомнил участникам встречи о таком направлении, как материаловедение.
«Материалы сегодня нужны всем, и практически все институты химического профиля сейчас так или иначе заняты различными их видами», — прокомментировал ученый. Академик Эпов в числе вопросов первостепенной важности назвал те, что связаны с арктической зоной и глобальным изменением климата, крупные экологические проблемы (например, процессы, происходящие с озером Байкал), изучение землетрясения и вулканизма, определение нужного режима водопользования на трансграничных реках. «Может быть, нам имеет смысл обозначить приоритеты там, где мы могли бы иметь сильные взаимные интересы?» — предложил Михаил Эпов.
Главный научный сотрудник ИНГГ СО РАН доктор исторических наук Евгений Григорьевич Водичев прокомментировал: «Сейчас, в условиях меняющейся ситуации, меняющихся механизмов реализации программ, не стоит забывать об институциональной памяти, потому что за предыдущие годы накоплен довольно любопытный опыт, начиная с программ Евросоюза «Тасис», где тоже были проекты, направленные на поддержку центров научно-технического развития, «Темпус», «Эразмус». Чтобы продумать механизмы реализации восьмой рамочной программы, обеим нашим сторонам стоит посмотреть, что уже было, и сделать акценты на те точки роста, которые так или иначе существовали и принесли плоды».
«Мы действительно хотим сохранить и поддерживать контакты и заделы, которые были созданы за последние годы, — сказал Ричард Бургер, — это чрезвычайно важно». Однако он сообщил, что сейчас произошло изменение правил выделения средств. Ранее, до 2014-го года, со стороны ЕС софинансирование проектов с Россией, Китаем, Индией, Бразилией и рядом других стран действовало в автоматическом порядке. Начиная с 2014-го, этого больше не происходит. «Здесь нет никакой политической подоплеки, — подчеркнул господин Бургер. — Просто сейчас мы рассматриваем, в частности, РФ как промышленно развитую, богатую страну».
Тем не менее, глава отдела по науке и технологиями представительства Евросоюза в России отметил, что число софинансируемых проектов по сравнению с предыдущими рамочными программами упало. Особенно это заметно по нашему государству: ранее оно было самым активным партнером из всех стран, не входящих в ЕС. «Вместе с фондами поддержки научных исследований и Министерством образования и науки РФ мы пошли путем диалога, — прокомментировал Ричард Бургер, — и разработали механизм, который позволяет России предоставить необходимые средства со своей стороны. МОН через экспертные группы определяет те тематические направления, что являются приоритетными для России и говорит: на этой базе мы намерены выделять финансирование. То есть, они будут определять встречный конкурс в рамках своей бюджетной статьи для российских участников проектов. Механизм заработал уже с прошлого года».
Ричард Бургер рассказал также о программе Era.Net Plus и успешном конкурсе в 2009−20014 годы. В этом проекте как финансирующая сторона было и СО РАН. В следующем Сибирское отделение уже не участвовало, в отличие от Уральского и Дальневосточного. «Сейчас готовится новый конкурс. Я понимаю, что у вас непростая ситуация с юридической и финансовой точек зрения, но в обозримом будущем это последняя возможность участия в полноправном качестве — как софинансирующая и отборочная сторона, влияющая на всю процедуру выделения отдельных проектов», — сообщил господин Бургер.
Михаил Эпов отметил: это редкий случай — обычно СО РАН активно участвует в подобных совместных программах. Академик Ляхов сказал, что основная проблема заключается в следующем: пока непонятно, какую часть средств может оплатить институтам ФАНО России. «Над решением этих сложностей сейчас работают, — прокомментировал Николай Захарович, добавив. — Реформа реформой, но нам надо возвращаться!»
Один из путей, по которому можно было бы пойти, предложил глава Управления организации научных исследований СО РАН кандидат физико-математических наук Андрей Витальевич Аникеев. Он напомнил, что в УОНИ есть отделы по каждому направлению наук, и институты Сибирского отделения могут обращаться непосредственно в управление с вопросами, информацией, предложениями. «И через нас есть возможность выработать какие-либо определенные схемы», — сказал Андрей Аникеев.
Фото: анонс — из открытых источников, остальные — Екатерины Пустоляково
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии