Наука отрицает существование ангелов и демонов. Но в то же время она признает возможность разумной жизни на других планетах. Стало быть, мы не погрешим против научного мировоззрения, если допустим вероятность контактов с неземными цивилизациями. Причем, совсем не исключено, что эти цивилизации могут оказаться даже более развитыми, чем цивилизация землян.
Интересно, что ученые неоднократно обращались к поискам внеземной разумной жизни. Еще в 1959 году было предложено ловить радиосигналы из космоса в надежде обнаружить там «братьев по разуму». Позже, в 1971 году, NASA взяло на себя финансирование проекта SETI, для реализации которого собирались использовать полторы тысячи радиотелескопов. Затраты на проект оценивались тогда на уровне 10 миллиардов долларов! Правда, на практике ограничились лишь отправкой в бездны космоса зашифрованного послания с огромного радиотелескопа, расположенного в Пуэрто-Рико. Произошло это в 1974 году. Якобы три года спустя ученым удалось получить некое подобие ответа. Был ли это на самом деле ответ, гадать не будем. Для нас здесь принципиально то, что сами ученые настолько верят в существование инопланетян, что готовы затеять с ними самую настоящую «радио-переписку».
В дальнейшем федеральное правительство США перестало выделять деньги на подобные затеи, и тогда процесс поиска неземных собратьев стал осуществляться на частные средства. В 1995 году в Калифорнии был основан некоммерческий Институт SETI, в задачу которого входило изучение радиосигналов из космоса. Как пишет М. Каку в книге «Физика невозможного», было просканировано больше тысячи звезд, однако без всякого ощутимого результата. В 1999 году в Беркли был запущен еще один проект, на этот раз – с привлечением пятимиллионной армии пользователей персональных компьютеров из 200 стран. Результат все тот же – ни одного разумного сигнала обнаружено не было.
Возникает вопрос: почему при столь сильной вере в существование инопланетных цивилизаций официальная наука совсем не жалует уфологию, относя ее в разряд лженауки? Принято считать, что сообщения о «летающих тарелках» были признаны мистификацией и обманом еще в 1969 году, когда в США завершилась аналитическая работа по так называемой «синей книге». Однако с тех пор эта тема никуда не исчезла. Сообщения об НЛО продолжают множиться. Причем, в качестве свидетелей нередко выступают статусные персоны, включая военных офицеров. Даже знаменитый американский астронавт Базз Олдрин как-то заявил, будто экипаж «Аполлона-11» наблюдал таинственный светящийся шар, сопровождавший их какое-то время на пути от Луны к Земле.
В этой связи я рискну выдвинуть такое предположение: представители официальной науки ищут контакта исключительно со «светлым разумом» Вселенной. То есть воспринимают представителей гипотетической инопланетной цивилизации как себе подобных – не только разумных, но также еще и гуманных существ. Своего рода «ангелов». Что касается уфологии, то накопленные здесь материалы вызывают совершенно иной ассоциативный ряд. Такое впечатление, что уфологи описывают контакты с темной, «нечистой» силой. Конечно, совсем не таких «собратьев по разуму» мы, современные люди, хотели бы иметь в качестве своих друзей и партнеров. Полагаю, что именно этот инфернальный аспект уфологических «данных» вызывает наибольшее сомнение у представителей научного официоза.
Таким образом, все сообщения о контактах с космическими пришельцами можно смело отнести к современной демонологии. А значит, всю уфологическую литературу мы вправе сделать предметом изучения для фольклористов и культурологов. Ведь сходства с традиционной демонологией здесь просто потрясающие.
Некоторые исследователи соотносят рассказы об НЛО с жанром быличек – народных «страшилок», в которых фигурирует всякая нечисть. Быличка является коротеньким повествованием о неожиданной встрече конкретного лица с темными представителями потустороннего мира – ведьмами, оборотнями, чертями, лешими, русалками и домовыми. Как правило, в этих рассказиках делается акцент на необычности происходящего, нарушающей естественный порядок вещей. Быличка призвана передать чувство изумления или страха перед неведомым явлением.
Всё это в полной мере присутствует и в многочисленных сообщениях об НЛО. Например, рассказчик обращает внимание на совершенно нереальный характер света, изливающегося из «летающей тарелки». Постоянно присутствуют высказывания о жутком, ненормальном страхе. Иногда рассказчику кажется, будто он преступил какую-то запретную черту и увидел то, чего простым смертным видеть не положено. Отсюда к страху примешивается чувство замешательства.
Описание страха – весьма красноречивая деталь. Очевидцы передают это чувство во всех подробностях. Страх может вызвать уже само появление светящегося объекта. Иногда очевидцам кажется, будто страх излучается самим объектом. Дополнительно возникает и чувство тревоги. Обычно всё это отражается и на физическом состоянии очевидца: начинается сильное сердцебиение, по спине бегут мурашки, мышцы немеют, волосы становятся дыбом. Причем, человек не в состоянии объяснить происходящее. Постепенно страх переходит в панику, когда человеку хочется бежать очертя голову. Схожие чувства вызывают и таинственные существа, коих принимают за пришельцев. Их появление так или иначе связано со светящимися объектами. Или просто со светом. Часто появление НЛО сопровождается странными звуками. И что самое важное: встреча с пришельцами всегда происходит неожиданно. Как правило, ничего особенного такому контакту не предшествует. Само событие преподносится как нечто исключительное, выходящее за рамки понятных реалий, известного и естественного хода вещей. То есть человек буквально сталкивается с чем-то ПОТУСТОРОННИМ.
Мы можем провести здесь параллели не только с быличками, но и с сюжетами из агиографической литературы, где святые угодники сталкиваются с демонами. Многочисленные жития святых пестрят такими описаниями. Мало того, некоторые подвижники оставили комментарии относительно подобных контактов и даже предложили некие «инструкции» на этот счет для своих неопытных последователей. Появление демонов, как и появление НЛО, обычно сопровождается различными световыми «эффектами» и непонятными звуками. Но самое важное: при столкновении с ними человек (включая и подвижников-аскетов) испытывает необъяснимое, пронзительное чувство страха. На этот момент обращал внимание преподобный Игнатий Брянчанинов. Неописуемый ужас, испытываемый человеком при контакте с силами «тьмы поднебесной» - является основным «маркером» встречи с потусторонним миром. Подобного страха человек будто бы не испытывает при столкновении с физическими существами и явлениями. Здесь страх понятный. И только безотчетный, пронизывающий ужас, не имеющий каких-то сугубо материальных причин, якобы недвусмысленно свидетельствует в пользу того, что человек попал в поле влияния нечистой силы.
Также стоит обратить внимание на данные этнографии. Дело в том, что описания встреч начинающих шаманов с духами как будто взяты из уфологической литературы. Эти встречи всегда носят неожиданный характер, а сам контакт нарушает все мыслимые законы физического мира. Духи также вызывают некие непонятные световые явления и поселяют в душе человека безотчетный ужас. Но самое интересное для нас заключается в том, каким образом эти потусторонние силы «трансформируют» природу будущего шамана. Его поднимают в воздух, бросают на землю и осуществляют над ним ужасающие по своей боли «хирургические операции: разрывают тело, вынимают внутренности, варят в кипятке. Причем, все рассказчики, подвергнувшиеся когда-то таким испытаниям, уверяли, будто всё это они ощущали на самом деле, физически. Тут, конечно же, сразу вспоминаются рассказы о том, как пришельцы похищали людей, забирали их на свои «летающие тарелки» и ставили над ними какие-то непонятные и очень болезненные «медицинские эксперименты».
Еще один момент, сближающий уфологию с традиционной демонологией – способность пришельцев менять свое обличие так, как это делают представители нечистой силы. Например, лешие в быличках часто меняют свой рост – иногда они вровень с травой, но могут превратиться и в великанов. Такие же способности христианские святые приписывают демонам. И о том же самом свидетельствует уфологическая литература: пришельцы являются то в образе крохотных человечков, то предстают как существа огромного роста. Их демонический облик представлен в рассказах очевидцев весьма отчетливо. Иногда они покрыты волосами, подобно лешим. У некоторых бывают рожки как у чертей или клыки. Такой же отталкивающий цвет лица – зеленый, серый или красный. Глаза – как у рыбы или как у змеи.
Наконец, обратим внимание на еще одну характерную черту – способность неожиданно появляться и так же неожиданно исчезать. Эта способность роднит любую нечисть, и ей же, как ни странно, обладают современные пришельцы.
Таким образом, параллели между уфологией и демонологией совершенно очевидны. Можно даже сказать, что мы имеем дело с «урбанистической» версией демонологии, тяготеющей к жанру былички. В каком-то смысле все эти рассказы можно спокойно отнести к современному городскому фольклору. Вопрос лишь в том, как трактовать его генезис, хотя бы с психологической точки зрения? Ведь люди, выдающие себя за очевидцев, уверены в том, что говорят правду. Конечно, здесь очень легко сослаться именно на психологию и выявить у рассказчиков какие-либо психические отклонения. Но тогда придется признать, что огромный пласт культуры является результатом творчества людей, склонных выдавать свои фантазии за реальность. Ведь не нужно забывать, что самое важное сходство тех же быличек и уфологических рассказов в том, что преподносятся они отнюдь не как сказки, не как выдумки, а как реальные события, в которые верит достаточное количество людей.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии