Тополиный пух, жара, июль...

Как мы уже неоднократно писали, в России довольно сильны позиции климатических скептиков, которые уже не один год предрекают нам начало нового витка похолодания. Относительно холодный февраль этого года, в особенности – арктический шторм в США (вызвавший блэкаут в штате Техас) дали им дополнительный козырь в споре с оппонентами. Несмотря на то, что как российские, так и западные климатологи четко увязывают зимние аномалии с всё тем же глобальным потеплением (о чем мы уже писали подробно), спекуляции по этому поводу не утихают. В то же время «прогнозы» насчет начавшегося (якобы) похолодания резко диссонируют с небывалой жарой, охватившей в июне этого года западные регионы страны.

Напомним, что в конце июня температура в Москве поднималась до 35 градусов Цельсия (в Подмосковье – до 37 градусов). По данным метеорологов, отклонение от нормы составило почти 10 градусов. Это еще, конечно же, не «ташкентская» жара, но уже приближается к обычным показателям юга России. На Северо-Западе страны также отмечались непривычные для этих мест аномальные температуры. Так, в Санкт-Петербурге столбик термометра поднимался до отметки 31,3 градуса, что явилось рекордом.

Но самое интересное в этой климатической эпопее то, что схожая, но при этом куда более впечатляющая по размаху картина наблюдалась и за океаном. В июне этого года западные (именно западные) территории США также подверглись воздействию аномально высоких температур. В калифорнийской Долине Смерти температура поднималась до рекордных 54 градусов Цельсия. В городе-курорте Палм-Спрингс было зафиксировано 50,5 градусов Цельсия, что на сегодняшний день является абсолютных рекордом для данного места. В Лас-Вегасе был установлен дневной рекорд в 45 градусов. Город Феникс достиг рекордной отметки в 47 градусов, побив предыдущий рекорд 2015 года (45 градусов).  Наконец, в Сакраменто столбик термометра поднимался до отметки 43 градуса.

Естественно, летней жарой жителей Калифорнии не удивишь. Однако ученых настораживает ширящийся размах данного явления. Метеорологи и климатологи отмечают сдвиг рекордных волн тепла на более ранние сроки, что само по себе выходит за рамки климатической нормы. Иными словами, то, что происходило на западе США в июне, уже никак нельзя назвать обычной летней жарой, что само по себе особо настораживает специалистов.

По словам ученых, при нормальном развитии ситуации устойчивые зоны высокого давления, где устанавливается жаркая сухая погода, приходятся на более поздние летние месяцы. Нынешнее лето необычно как раз тем, что жара пришла намного раньше, чем ее принято ожидать. Подобные события, как правило, характерны для августа. Именно этот сдвиг больше всего вызывает вопросов у ученых. По словам одного климатолога из Калифорнийского университета, столь высокие температуры не только нетипичны для июня, они, вдобавок ко всему, являются аномальными и в абсолютном выражении. Фактически, речь идет об абсолютном рекорде за последние 100 – 150 лет. Как и следовало ожидать, аномальную жару многие ученые прямо увязывают с глобальными климатическими изменениями и призывают готовиться к новым экстремальным ситуациям.

Еще один характерный момент касается размаха явления. Данный антициклон охватил весьма обширную территорию – от Великих равнин на востоке США до калифорнийского побережья на западе.  Показательно здесь то, что за 150 лет климатических наблюдений последние тридцать лет стали особо богатыми на температурные рекорды, «обновляемые» с пугающей регулярностью. Жители западных штатов США резонно опасаются, что если указанная тенденция связана с глобальным потеплением, то им стоит ожидать очередных рекордов.

Самое печальное, что усиление жары напрямую связано с засухой. Как объясняют ученые, высушенная земля очень сильно способствует генерированию экстремальных тепловых волн, поскольку в условиях сухости значительная часть тепловой энергии направляется на нагревание воздуха, а не на испарение воды. Иными словами, возникает порочный круг засухи и сильной жары, когда одно явление дополнительно усиливает другое.

Как мы сказали, неблагоприятную тенденцию напрямую связывают с человеческой деятельностью. Впрочем, не все ученые разделяют эту точку зрения, ссылаясь на то, что у нас на сегодняшний день недостаточно фактов, убедительно доказывающий такую причинную связь. Тем не менее, противоположная сторона не испытывает по этому поводу никаких сомнений, используя данные о рекордной жаре как наглядное подтверждение своей правоты. По их мнению, здесь всё достаточно прозрачно, и результат человеческого влияния на усиление экстремальных температур уже не требует особых доказательств. Глобальные климатические изменения лишь усугубляют ситуацию в отдельных регионах.

Самое тревожное здесь выражается в том, что некогда редкие экстремальные явления со временем способны стать обыденными. В этой связи американские ученые предупреждают граждан, что отдельные штаты за один сезон могут накрывать по нескольку волн жары. В частности, прошлым летом в разных регионах Запада США было зафиксировано от трех до пяти таких экстремальных событий (что когда-то считалось немыслимым).

Чтобы понять, как такие экстремальные события отражаются на жизни людей, достаточно упомянуть факты ожогов, возникших в результате случайного контакта с раскаленным дорожным покрытием и другими предметами, нагретыми на солнце. Поэтому американские медики из ожоговых центров заранее предупреждают граждан о необходимости соблюдать осторожность. Не удивительно, что синоптики объявили многодневную, не спадающую жару «смертоносным явлением». И как показывает практика, с приходом волн жары ожоговые центры всегда бывают заняты пациентами.

Так, летом прошлого года в ожоговый центр Аризоны поступило 104 человека с серьезными ожоговыми травмами, полученными как раз в результате контакта с раскаленными поверхностями. При этом было зафиксировано семь смертельных исходов. Как утверждают специалисты, при контакте с раскаленным асфальтом можно за кратчайшее время получить ожог третьей степени. Ничего удивительного здесь нет: в два часа после полудня асфальт способен нагреться под прямыми солнечными лучами до 80 градусов. Показательно, что специалисты из Университета Лас-Вегаса называют летнее время «сезоном тротуарных ожогов» - настолько здесь распространены подобные травмы. Обычно такое случается после того, как дневные температуры выходят за рамки 35 градусов.

В принципе, мы можем спроецировать такую же ситуацию и на Россию, учитывая, что в июне западные регионы страны накрыла похожая волна жары. Хотя, безусловно, значительная часть нашего населения – по вполне понятным причинам – воспринимает летние температурные максимумы как благо. Отсюда следует, что тема глобального потепления не воспринимается у нас как серьезная угроза, требующая каких-то радикальным мер со стороны государства и бизнеса. Соответственно, среди политиков и предпринимателей еще долго будут сохраняться позиции климатических скептиков. Фактически это означает, что наша страна чисто психологически не готова к тому, чтобы шагать в ногу с Западом в вопросах так называемой «климатической повестки».

Николай Нестеров