«Кластер арктических месторождений твердых полезных ископаемых интересен нашим партнерам по БРИКС, — рассказал Николай Похиленко. — Около 2-х месяцев назад меня попросили принять участие в создании «Ассоциации благородных, редких, редкоземельных и радиоактивных металлов и драгоценных камней» как межгосударственного консорциума. В ее рамках предполагается организовать более локализованную Арктическую корпорацию. Новые структуры могут работать по принятой на последнем саммите БРИКС формуле «5 + 40», согласно которой к пятерке «Бразилия — Россия — Индия — Китай — Южная Африка» могут присоединяться до 40 других партнеров. Для реализации исследовательских и индустриальных проектов в Арктике открыт специальный инновационный банк в Шанхае с уставным капиталом в 50 миллиардов долларов и его отделение в Москве».
«Сначала меня пригласили для консультаций, — уточнил академик Н. Похиленко, — а затем предложили возглавить научно-технический совет новой Ассоциации, будут еще наблюдательный и координационный, как принято в крупных консорциумах». Ученый отдельно объяснил интерес Китая к арктическим запасам России.
«У наших партнеров есть хорошие месторождения, но в рудах — низкое содержание средних и тяжелых лантаноидов, с каждым годом всё более востребованных индустрией, например, для сверхсильных магнитов, высокотемпературных сверхпроводников, универсальных новых материалов и многого другого. А в рудах Томтора их концентрация на порядок выше, до 11-12 килограммов на тонну руды, тогда как в Китае 1-2».
Интерес к крупным арктическим месторождениям, по словам геолога, проявляют также Япония, Южная Корея и Германия. При этом Николай Похиленко предупредил: «Идти в Арктику нужно только на проекты, которые имеют очень серьезную перспективу, экономически обоснованы и несут минимальные инвестиционные риски, с учетом всех обстоятельств экологического характера. Соответственно, необходима серьезная экспертиза».
Фото Андрея Соболевского
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии