Наступившее столетие, как мы знаем, принято связывать с развитием биологии и генетики. Именно биология на новом этапе будет определять общий характер современной науки. Параллельно этому в жизни людей ключевую роль станут играть экологические принципы, а само экологическое воспитание начнет оказывать определяющее влияние на облик человека будущего. Как раз на такой ноте 20 ноября в Институте цитологии и генетики СО РАН открылась Седьмая межрегиональная конференция «Современные подходы к организации юннатской деятельности».
Напомним, что в 1990-е годы руководство Института приложило все усилия к тому, чтобы сохранить в Академгородке Станцию юных натуралистов. Случилось так, что новоявленные «эффективные менеджеры» из правительства сочли тогда научное просвещение детей ненужным «пережитком» советских времен, поэтому юннатскому движению в стране грозило полное уничтожение. В ИЦиГ СО РАН просветительскую деятельность ценили высоко, понимая, насколько важным является приобщение подрастающего поколения к научной деятельности еще со школьной скамьи. С этой целью в Институте была организована Лаборатория экологического воспитания. Усилия себя полностью оправдали. Теперь юннатское движение стремительно развивается, а ИЦиГ СО РАН играет в данном процессе ключевую роль. Чему, кстати, служат и регулярно организуемые региональные конференции, собирающие юных натуралистов из разных городов страны. Так, в нынешнем году мероприятие посетили участники как минимум из семи регионов (НСО, Омская область, Алтайский Край, республика Алтай, Свердловская область, Кемеровская область, Иркутская область, Красноярский край).
Показательно, что на открытии конференции присутствовали представители мэрии Новосибирска. Это не удивительно. Мэрия изначально поддерживала Станцию юных натуралистов. Такой интерес к юннатскому движению имеет свои объяснения. Дело в том, что научное просвещение не ограничивается одной лишь профессиональной ориентацией. Разумеется, она берется во главу угла. Однако при этом надо учитывать и то, что мы сейчас называем экологическим воспитанием. По сути, речь идет о формировании нового мировоззрения, формировании нового человека, благожелательно настроенного в отношении живой природы.
Казалось бы, какая связь между развитием города и вопросами биологии? Тем не менее, такая связь есть. Об этом доступно рассказал начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько. Он обратил внимание на то, что для многих из нас современный город до сих пор ассоциируется с железобетонными «коробками», с обилием стекла, пластика и металла. Такие представления достались нам в наследство от эпохи индустриализма, когда город воспринимался как цитадель промышленности, а человек служил неким «дополнением» к производству. Однако с тех пор всё поменялась. Теперь городская среда должна формироваться в строгом соответствии с экологическими принципами. Поэтому современный город (по-настоящему современный) – это, прежде всего, «зеленый город», полный биоразнообразия, комфортный и наполненный свежим воздухом. Здесь должно быть много парков, скверов и прочих зеленых насаждений. Былой антагонизм между городом и живой природой будет, таким образом, преодолен.
«Перед нами стоит задача, - отметил Александр Люлько, - провести существенную модернизацию города Новосибирска к 2023 году, когда к нам на чемпионат мира приедет большое количество гостей». Что означает модернизация в указанном здесь контексте? Разумеется, речь идет о том, чтобы приблизить облик нашего города к облику городов передовых стран. И здесь как раз необходимо адекватное понимание современности. Раньше шутили, замечает чиновник, будто по улицам Новосибирска ходят медведи, хотя они здесь никогда не водились. Однако по нынешним меркам наличие на городских улицах диких животных совсем не свидетельствует об отсталости. Наоборот, современный «зеленый город» бывает привлекательным для братьев наших меньших. Такое можно уже сейчас увидеть в развитых странах, чьи города славятся своим комфортом. О медведях и прочих хищниках речи, конечно, не идет. Однако оленей и других безобидных травоядных вполне можно увидеть в самых комфортных городах мира.
«В качестве наглядного примера, – сказал Александр Люлько, - я могу привести Принстон. Там оленей вы можете спокойно встретить прямо возле жилых зданий. Можно привести пример Лондона. Это крупнейший мегаполис, который прославился, прежде всего, своими прекрасными парками. Или возьмите канадский Монреаль. Там разная живность садится тебе на колени, стоит только вам присесть в каком-нибудь парке».
Как раз такое вот биоразнообразие, считает чиновник, и отличает современный город от тех городов, которые застряли в прошлом веке. «Если мы хотим видеть Новосибирск современным городом, комфортным для проживания, мы должны сделать так, чтобы здесь было как можно больше живого, больше зеленых насаждений. Если же говорить о нашем жилье, то очень желательно, чтобы и там было некоторое биоразнообразие. Раньше такое биоразнообразие было представлено, в основном, горшками с цветами. Теперь же речь идет о сити-фермерстве. То есть когда в городских условиях мы сможем выращивать различные овощи и зелень. Это будет не только радовать глаз, но также приносить и практическую пользу. Сейчас мы в мэрии размышляем именно о таком развитии нашего города. И поэтому далеко не случайно мэр Новосибирска Анатолий Локоть совсем недавно посетил Лабораторию экологического воспитания», - подытожил Александр Люлько.
По его словам, сейчас рассматривается вопрос о создании – совместно с ИЦиГ СО РАН – Дарвинского образовательного центра. Это необходимо для того, чтобы развивать городскую среду как некую современную экосистему. Поэтому мэрия Новосибирска будет оказывать поддержку новому образовательному центру, а равно всем остальным направлениям, которые касаются создания современной комфортной городской среды.
От себя я бы добавил к сказанному, что внедрение в городскую среду таких вот «живых уголков» наблюдается даже в тех городах, которые более известны своими футуристическими небоскребами. В Нью-Йорке прямо на Манхеттене есть обычные коллективные огороды, где простые граждане с удовольствием выращивают цветы, зелень и овощи. Подобные зеленые участки есть и в других американских городах. Да и в Лондоне, как ни странно, также есть подобные огородики. Современные тенденции на самом деле резко расходятся с устоявшимися стереотипами. Что касается Новосибирска и, в частности, Академгородка, то здесь даже сохранились нетронутые участки живой природы. И в настоящее время, как мы знаем, в обществе разгорается дискуссия насчет того, что же делать дальше с этими участками, как их использовать в контексте стратегии развития города? Кто-то полагает, будто «развитию» необходимы новые площадки под высотную застройку (такого же мнения придерживаются и многие депутаты городского Совета). Однако, в свете современных экологических принципов само понятие развития требует радикального пересмотра. В этом смысле позиция мэрии нас вполне обнадеживает.
И уж в чем мы можем быть совершенно уверены, так это в том, что участники юннатского движения как раз несут в себе новый взгляд на формирование городской среды. Конечно, не обязательно должно случиться так, что все из них станут биологами. Однако не приходится сомневаться в том, что никому из этих ребят не придет в голову вырубать городские парки и закатывать все зеленые участки в бетон и асфальт. Ведь кто-то из них в будущем вполне может оказаться в кресле большого городского начальника. Но их мировоззрение, их отношение к живой природе уже с сегодняшнего момента получает правильные установки. Пожалуй, в этом и заключается самая важная социальная роль экологического воспитания.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии