Ситуация с производством в Новосибирске лазерной техники не очень простая

Мы уже сообщали о том, что американская компания IPG Photonics планирует запустить в Новосибирске производство лазерных приборов, где должны использоваться оптические элементы на основе LBO-кристаллов, широко применяемых сегодня в нелинейной оптике (в так называемых перестраиваемых лазерных системах). Напомним, что технология выращивания таких  кристаллов была в свое  время освоена специалистами Института геологии и минералогии СО РАН, где в данном направлении работает целая лаборатория. На сегодняшний день этими технологиями овладели только четыре страны – Россия, Франция, США и Китай. Причем французы во многом здесь обязаны именно специалистам Института геологии и минералогии, с которыми налажено сотрудничество. Китайцы также серьезно интересуются нашими разработками.

Как утверждает директор Института геологии и минералогии академик Николай Похиленко, LBO-кристаллы, выращиваемые в институтской лаборатории, обладают уникальными качествами и пользуются спросом за рубежом. По его словам, уже получены кристаллы весом боле полутора килограммов. В принципе, учитывая наработанный в этой сфере опыт и практику чисто коммерческого взаимодействия с производителями приборов, ничто не мешает Институту геологии и минералогии поучаствовать в организации производства таких кристаллов для применения их в отечественной технике.

Причем, речь идет о достаточно мощных твердотельных лазерах, которые могут иметь весьма широкий спектр применения. Они могут использоваться, например, в системах оптико-волоконной связи. Или использоваться в качестве инструментов для резки больших металлических заготовок, для точечной сварки. По мнению Николая Похиленко, такие устройства очень востребованы в современном автомобилестроении и самолетостроении.

В принципе, ни одно современное предприятие не может обойтись без лазерной техники. Не исключено также и двойное назначение подобных лазерных систем. По крайней мере, в США именно так и происходит. Иначе говоря, такие лазеры могут использоваться и в военной технике. Мало того, с их помощью пытаются запустить управляемый термоядерный синтез.

LBO-кристаллы широко применяют сегодня в нелинейной оптике Так, еще летом прошлого года была информация о том, что в национальной лаборатории Министерства энергетики США, расположенной в Ливерморе, был достигнут весьма обнадеживающий результат. Поэтому производство лазеров, безусловно, направление весьма перспективное. И сотрудничество наших ученых с упомянутой компанией нельзя не приветствовать. Главное, чтобы такое предприятие было все-таки создано.

Не так давно, как мы помним, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко уже ставил вопрос об организации в Новосибирске предприятия по выпуску современных лазеров. Это должно быть, по замыслу губернатора, достаточно крупное производство. Один такой завод в настоящее время строится во Фрязино. И было бы логично подобное предприятие запустить и у нас, особенно учитывая то обстоятельство, что для этого есть необходимый кадровый потенциал и научно-исследовательская база. Как сказал Николай Похиленко, с дочерней компанией IPG Photonics уже были достигнуты договоренности о создании совместного производства для выпуска необходимых оптических элементов. Поэтому можно надеяться, что теперь LBO-кристаллы будут востребованы в родном городе.  «Мы будем поставлять туда свои кристаллы, которые станут «сердцем» лазера. И очень здорово, что наши разработки найдут применение в нашей стране», – с оптимизмом отметил Николай Похиленко. 

Ученый пояснил: «Фирма, которую мы создаем совместно с IPG Photonics, предполагает строительство нового корпуса для расширения производства LBO-кристаллов. Мы входим в этот проект  с нашими ноу-хау, с нашими технологиями. А наши партнеры входят со своей оснасткой, со своим корпусом, «железом», с ростовыми установками, печами, системами управления и всем остальным».  В принципе, вполне нормальная форма сотрудничества: частный инвестор обеспечивает материально-техническую базу, Институт подключает к этому делу «мозги».

К сожалению, однозначно предсказать будущее данного проекта сложно, несмотря на его очевидную практическую востребованность. Во всяком случае, в настоящее время сотрудники лаборатории роста кристаллов предостерегают от каких-либо поспешных заявлений на этот счет. По их словам, из-за процессов «реорганизации» РАН научные коллективы находятся в полной неосведомленности относительно перспектив дальнейшей работы.

И пока руководство Института ведет работу с частными инвесторами, государство, что называется, посылает крайне противоречивые сигналы насчет существования самой академической науки. Такая двусмысленная ситуация, по признанию молодых сотрудников, создает весьма нервный эмоциональный фон, что, конечно же, негативно сказывается на текущей работе.

Конечно, в случае создания производства, за счет частного инвестора грамотные специалисты могут найти достойное применение своим знаниям. Однако надо понимать, что академическая наука связана с непрерывным получением новых знаний, и те исследования, что проводят в своих лабораториях ученые, имеют, прежде всего, фундаментальное значение. Так называемые хоздоговорные отношения, на которые научные учреждения активно переходили в 1990-е годы, были во многом продиктованы материальной необходимостью. Если же специалист полностью перейдет в производственную сферу, то он просто-напросто выйдет за рамки академической науки. И как было сказано выше, Институт геологии и минералогии участвует в упомянутом проекте своими «мозгами», своими знаниями. А эти знания добываются в лабораториях Института, то есть в составе СО РАН. И если государство доведет научные учреждения до депрессивного состояния, то откуда будут браться эти самые знания? Ведь нанеся удар по интеллектуальному потенциалу, мы как раз лишимся тех самых «мозгов», благодаря которым и создаются все технические инновации. Не ровен час, когда в Новосибирск придется зазывать ученых из Китая.

Олег Носков