Китайцы положили глаз на перспективные разработки Института геологии и минералогии СО РАН

Предметом интереса стали «камушки». Причем, «камушки» очень не простые. Не многие, наверное, знают, что Институт геологии и минералогии  им. В.С. Соболева СО РАН занимается не только поиском полезных ископаемых на просторах Севера, но и выращиванием в лабораторных условиях технических кристаллов. Данное направление занимает в объеме исследований не более 10 процентов, однако важность самих исследований трудно переоценить.

Уже на протяжении нескольких десятилетий - еще с советских времен - специалисты Института ищут возможности для выращивания тех или иных соединений, обладающих какими-то выдающимися физическими характеристиками. Эти соединения можно затем с успехом использовать в лазерной физике, в физике полупроводников, в оптоэлектронике, в медицине, в анализирующих устройствах и во многих других отраслях.

В частности, в одной из лабораторий Института выращиваются нелинейные кристаллы, из которых изготавливаются оптические элементы для лазерных установок. Совсем недавно был получен кристалл довольно крупного размера, позволивший создать установку мощностью импульса в триллионы ватт! Установка создавалась Институтом лазерной физики, и в испытаниях был получен импульс, давший температуру плазмы в 20 миллионов градусов! Тот, кто хорошо помнит физику из школьного курса, сообразит, что получение в лабораторных условиях таких температур приближает нас…  к управляемому термоядерному синтезу! А ведь исследования не заканчиваются. И величина выращиваемых кристаллов продолжает расти. Выводы делайте сами.

Спектр применения нелинейных кристаллов весьма широк. Их уже сейчас можно использовать для систем передачи информации, в датчиках, в тепловизорах. Большие горизонты здесь открываются для создания оптических приборов медицинской диагностики. По словам директора Института, академика Николая Похиленко,  подобные приборы дадут возможность в мельчайших деталях рассмотреть больные и поврежденные органы, не причиняя при этом никакого ущерба организму человека.

Кроме того, в лаборатории получают крупные искусственные алмазы размером до десяти карат. Естественно, их изготавливают не для украшений, а для использования в высокотехнологичных отраслях производства. Например, для рентгеновской оптики. Одно из интересных решений – создание алмазной «наковальни», позволяющей достигнуть давления до двух миллионов атмосфер, в результате чего можно будет получать принципиально новые материалы. Еще одна сфера применения искусственных алмазов – изготовление полупроводников, способных сохранять свои свойства при температурах до 900 градусов Цельсия. Иначе говоря, прибор на алмазных полупроводниках в состоянии работать даже на поверхности Венеры!

Все сказанное отнюдь не фантастика. Как мы понимаем, данные исследования ведут нас к новому технологическому укладу, который уже не за горами. Вопрос в том, какая страна шагнет туда первой. Ясно, что за рубежом внимательно относятся к подобным разработкам. Не удивительно, что у Института геологии и минералогии налажено неплохое творческое взаимодействие с французскими и американскими коллегами. Французов, например, интересуют оптические элементы для лазерных установок, американцы интересуются искусственными алмазами. Как подчеркивает Николай Похиленко, интерес иностранцев к нашим «камушкам» отнюдь не праздный. Здесь мы явно их опережаем.

Однако больше всего настораживает сибирских ученых интерес к их разработкам со стороны Китая. Не секрет, что этот промышленный гигант осваивает новейшие технологии, зачастую пренебрегая, мягко говоря, авторским правом их создателей (а говоря откровенно – попросту тиражируя слегка модифицированные перспективные разработки). Впрочем, осуждать китайцев сложно. Можно только позавидовать тому, что китайское государство так трепетно относится к инновациям – не на словах, а на деле. В Китае сегодня создаются огромные научно-исследовательские площадки, куда зазываются специалисты со всего света. Разумеется, сибирские ученые не были обделены вниманием. Как выяснилось совсем недавно, китайцев очень сильно интересуют разработанные у нас технологии выращивания нелинейных кристаллов.

А что же наше, российское государство? Да ничего, к сожалению. Наше государство давно махнуло рукой на науку, а те достижения, о которых шла речь – результат творческого энтузиазма, поддержанного деньгами, заработанными самим же Институтом. Как мы знаем (в свете недавних законодательных инициатив), внебюджетные источники – это как раз то, что особо сильно волнует правительственных чиновников, мечтающих наложить на них свою лапу. Получится у них это или нет, гадать не будем. Одно понятно – для науки такой нездоровый интерес точно не принесет ничего полезного.