Российская вакцина: трудности выбора


Вирусолог Маргарита Романенко рассказала о вариантах антиковидной вакцины
02 февраля 2021

С одной стороны – вопрос выбора вакцины для прививки от коронавируса для большинства наших сограждан пока чистой воды абстракция, поскольку массовое производство ни одной из них (по крайней мере, в России) не началось. С другой, всеобщая вакцинация от COVID-19 начнется в этом году и на рынке будет представлено несколько вариантов вакцин, сейчас на разной стадии готовности в мире их около 90. Какой же из них окажется оптимальным? Свой вариант ответа на этот вопрос (касательно российских вакцин) предложила вирусолог, преподаватель НГУ, к.б.н. Маргарита Романенко в формате очередной публичной лекции, прочитанной в ИЦиГ СО РАН.

Для начала она напомнила, как вирус атакует клетки и чем наша иммунная система готова ответить на это. Главным «оружием» вируса SARS-CoV-2, ставшего причиной пандемии, как и всего семейства коронавирусов, является шип (на самом деле – S-белок), расположенный снаружи. Вирус с помощью шипа цепляется за поверхность клетки организма и может проникать внутрь. Но этот же шип становится одной из главных мишеней для антител нашей иммунной системы. Вторая мишень – нуклеокапсидный белок, который соединен с генетическим материалом вируса и находится внутри него.

Схема противовирусного иммунного ответа Как только вирус, причем любой, попадает в организм, к инфицированной клетке направляются антитела нашего иммунитета, которые вырабатывают В-лимфоциты. Антитела облепляют вирус и не дают попасть в клетку, поэтому их называют нейтрализующими, их мишень – тот самый шип, а выбрать нужный тип антител для иммунного ответа лимфоцитам помогают специальные клетки – Т-хелперы. Еще есть клетки, которые называются натуральные киллеры, они садятся на белки вируса, облепленные нейтрализующими антителами и запускают механизм убийства возбудителя. Все это – гуморальный иммунитет, но помимо него есть еще и клеточный: другие специальные клетки – Т-киллеры – убивают клетки, уже зараженные вирусом (и опять-таки им в распознании цели помогают Т-хелперы).

Как видно, система достаточно сложная, и задача вакцины заставить ее работать в полном объеме, чтобы у организма выработался полноценный иммунный ответ. Поэтому с одной стороны, все разработчики вакцин придерживаются неких общих принципов в своей работе. Например, любая вакцинация должна вызывать появление «клеток памяти», которые, в случае заражения форсируют производство клеток, необходимых для иммунного ответа на конкретный вирус. С другой, есть и различия в механизмах решения задачи, которые могут заметно сказаться на эффективности самой вакцины и восприятии ее организмом.

Механизм действия Спутника V Наиболее известной из отечественных вакцин сегодня, конечно, является «Спутник V» (второе название «ГаммКовидВак»), разработанная российским центром имени Гамалеи (Москва). Она относится к типу векторных вакцин. Для создания такой вакцины берется некий вектор (вирус, который был обезврежен изменением его генома) и в него внедряют кусок ДНК коронавируса, отвечающий за выработку S-белка. Таким строением обусловлена и другая их особенность – необходимость вакцинации в два этапа.

«Спутник V» создан на основе аденовирусного вектора, который в обычном состоянии вызывает ОРВИ. И это же стало причиной для вопросов к вакцине со стороны наших и зарубежных ученых: большинство населения планеты уже имеет иммунитет к вирусу, ставшему вектором и нет уверенности, что иммунный ответ у добровольцев на испытаниях был дан на коронавирус, а не на вектор.

В то же время, преимуществом «Спутника» относительно других российских вакцин является то, что о результатах испытаний вакцины опубликовано больше всего статей, включая такие издания как The Lancet. И это дает специалистам больше информации к размышлению.

– Испытания на добровольцах показали выработку нейтрализующих антител, что является самым важным показателем, а то, что их количество было невелико, это, в принципе, характерная черта для всех вакцин, основанных на векторах, - отметила Маргарита Романенко.

К плюсам «Спутника» вирусолог отнесла возможность хранения в холодильнике при температуре +4 градуса (для хранения «Пфайзер», например, требуется температура -70°), что значительно упрощает проведение массовой вакцинации. А к минусам - довольно частые побочные эффекты в виде температуры, боли в суставах, мышцах и в месте укола. Кроме того, «Спутник», с высокой долей вероятности, не подходит для ревакцинации.

Состав вакцины ЭпиВакКорона Свою вакцину – «ЭпиВакКорона» представил и новосибирский центр вирусологии «Вектор». Она относится к типу пептидных (белковых) вакцин и это на сегодня самый редкий тип среди разрабатываемых. Для ее создания из S-белка коронавируса берут кусок, соединяют с  нуклеокапсидным белком и на этой основе производят искусственный аналог вируса, который становится вакциной вместе со вспомогательными элементами.

Основные претензии со стороны экспертов к этой вакцине связаны с ее принципиальной новизной – почти никто в мире пептидными вакцинами не занимается и данных об их работе мало. Усугубляет ситуацию и то, что «Вектор» тщательно ограничивает информацию, поступающую об «ЭпиВакКорона» в открытый доступ. В итоге, она начинает напоминать «кота в мешке».

– На сегодня понятно, что нужны еще какие-то «танцы с бубнами», чтобы сделать из такого типа вакцин нечто работающее, в частности, создать подходящую оболочку для пептидов, и решить кучу других задач. Насколько это удалось специалистам «Вектора» нам приходится только догадываться, – отметила Маргарита Романенко.

Впрочем, и по озвученной информации тоже могут возникать вопросы. Например, почему антитела у всех групп испытуемых находит только та тест-система, которую разработал «Вектор». Все другие тест-системы показывают ноль антител. Зато тест-система «Вектора» не нашла антител у тех, кто вакцинировался «Спутником». Что это за «война» тест-систем, непонятно.

В общем, на одной чаше весов – недостаток информации и ряд вопросов к создателям вакцины, на другой – заслуженная репутация «Вектора», где был создан ряд эффективных вакцин (например, против лихорадки Эбола). Что перевесит, покажет время и полученные в ходе третьего этапа клинических испытаний «ЭпиВакКорона» результаты.

В чем-то схожая ситуация сложилась и с третьей вакциной, созданной сотрудниками научного центра имени Чумакова (отсюда и ее неофициальное название «ЧуВак»). Сам центр ранее представлял на рынок немало хороших вакцин: от энцефалита, бешенства, полиомиелита, желтой лихорадки, гриппа, гепатита и герпеса. Но об этой его разработке пока известно очень мало.

Она относится к инактивированным типам вакцин: создана на основе клетки коронавиурса, которую обработали химическим реагентом, после чего он потерял способность размножаться. Но шипы продолжают торчать, и наш иммунитет продолжает на них реагировать, формируя необходимый ответ.

Подводя итог лекции Маргариты Романенко, можно отметить, что ученые-вирусологи со своей задачей более или менее справились: спустя всего год после начала пандемии создано много различных видов вакцин против ее возбудителя. А дальше выбор тех из них, что будут признаны оптимальными, во многом обусловлен политическими и экономическими факторами, которые находятся вне компетенции науки.

Сергей Исаев